КТО ВЫ, ДЖОДИ ФОСТЕР?

Она на виду у самой широкой публики уже более трех с половиной десятилетий - с трех лет, когда впервые снялась в рекламном киноролике. У нее уже двое детей и два "Оскара", она успела даже выступить в режиссерском амплуа, правда, без особого успеха. И все-таки Джоди Фостер считают самой загадочной фигурой в голливудском созвездии.

Особенно многих занимает вопрос о ее сексуальной ориентации: замужем она никогда не была, приятелей - сколько угодно, но кавалеров рядом не наблюдается. Однако и в пристрастиях к особам прекрасного пола ее тоже никто пока не уличил, никаких "партнерш" вездесущие папарацци отследить не сумели, сколько ни старались.
Не бесполая же она, раз родила двоих сыновей, хотя опять-таки никому не известно, естественным образом или при посредстве "банка спермы". Сама Джоди говорить на эту тему категорически отказывается, как, впрочем, и вообще о своей личной жизни. На самом деле ее и зовут иначе. Это, конечно, не редкость среди актеров, но в данном случае "фостерведы" усматривают некие корни той таинственности, которой она себя окружила. Отец бросил ее мать, у которой уже был сын, еще до ее рождения.
Что было дальше, старший брат Бадди поведал в своей книге "Приемный ребенок" (фамилия "Фостер" в английском языке имеет значение "приемный"), вышедшей в 1997 году. Из публикации стало известно не только настоящее имя звезды - Алисия, но и то, что в Джоди ее перекрестила мать в честь своей постоянной подруги-лесбиянки, которую дети называли "тетя Джо". Кроме того, Бадди, не шибко удачливый киноактер, сообщил, что мать тратила их с Джоди экранные заработки на свои прихоти и имела взрывной характер.
О сестре он не сказал ни одного дурного слова. Более того, воздал должное ее артистическому таланту, но Джоди обиделась за мать (а может, за то, что Бадди вскрыл лесбийские корни в их семействе) и с тех пор прекратила с ним всякое общение, назвав его книгу "дешевой попыткой заработать внимание и деньги". В принципе она была права: если бы не мать, то ни Джоди, ни Бадди и не увидели бы Голливуда. Родительница, тащившая их на своих плечах, внесла их и в ту среду, где она чувствовала себя своей среди своих: работала по части пиара и была "на ты" со многими влиятельными людьми киноиндустрии.
Но никому и в голову не придет утверждать, что Джоди стала звездой "по знакомству", хотя такое случалось нередко, когда речь шла о красивых женщинах. Ее дарование проявилось, когда она еще была "гадким утенком". Первый раз ее представили к "Оскару" в 14-летнем возрасте после нашумевшего фильма "Таксист" (1976), где она сыграла малолетнюю проститутку, а заглавную роль исполнял уже тогда маститый Роберт де Ниро. Но получила она высшую кинонаграду в двадцать с небольшим за "Обвиняемого", где Джоди предстала в облике любительницы веселого времяпровождения, догулявшейся до группового изнасилования.
Из этого не следует, что она предпочитает роли с сексуальным уклоном, критики находят у нее склонность играть "сначала дочерей матерей-одиночек, а теперь - матерей-одиночек". Но это тоже попытка загнать талантливую актрису в рамки стереотипа. На самом деле она, давно уже имея возможность выбирать роли по своему усмотрению, стремится утвердить свою "универсальность", которая почитается в актерском мире высшим классом. Второй свой "Оскар" Джоди получила за "Молчание ягнят", где она - сотрудница ФБР (хотя, быть может, лучше бы она обошла стороной этот "людоедский" фильм ужасов).
Кажется, Джоди и сама пришла к этому выводу, потому что отказалась сниматься в сиквеле под названием "Ганнибал", где людоеда изображал все тот же суперзнаменитый Энтони Хопкинс. Хотя кассовый успех и многомиллионный гонорар были гарантированы, все это досталось заменившей ее Джулианне Мур. В интервью она постаралась вообще изобразить этот факт как "малозначительный, не стоящий разговора", а кинопресса сочла, что Джоди, оберегающая своих детей "от всех и от всего", не желает, чтобы они потом думали, что ради денег их мать была готова на все.
Каждое ее появление на экране перечислить невозможно, последнее по времени значительное - в "Комнате страха". Это такая потайная комнатка без окон, где она, разведенная женщина с дочерью, прячется во время бандитского вторжения в ее дом. Постановщик Дэвид Финчер сказал, что Джоди была идеальным выбором - едва ли кто-то еще смог бы так заботливо и тактично обращаться с 10-летней Кристин Стюарт, игравшей ее дочь. По его словам, роль, от которой отказалась заболевшая Николь Кидман, была переписана для Фостер: "Первоначально это была довольно беспомощная особа, а Джоди видит себя какой угодно, но только не беспомощной". Между прочим, по ходу съемок она обнаружила, что опять беременна. И опять никому не открыла, кто отец, хотя носит обручальное кольцо...
Она охотно делится творческими планами. Следующим ее проектом, как она надеется, станет картина о цирковых артистах времен "великой депрессии". Не скрывает сожаления о том, что не довелось ей, как другим ребятам, поработать в кафе или разносчиком газет: детство и подростковые годы она провела в дорогих отелях, в переездах с места на место. Но категорически не желает что-либо говорить о трехлетнем Чарли и 10-месячном Кристофере: "Когда-нибудь кто-нибудь расспросит их самих об их жизни, и они скажут то, что сочтут нужным. Милости прошу звонить, когда им исполнится по 18 лет". Говорится с улыбкой, но с интонацией, не оставляющей сомнения в ее твердости.
...Если у кого-то из читающих эти строки возникает смутное ощущение, что он слышал имя "Джоди Фостер" в какой-то иной, не киношной связи, то это не причуда памяти. Джоди неожиданно для себя обрела еще и другого рода мировую известность в 1981 году, когда психически неуравновешенный молодой человек Джон Хинкли возле столичного отеля выстрелом из револьвера ранил президента Рейгана, а его пресс-секретаря навсегда сделал инвалидом. Хинкли заявил, что поступил так исключительно для того, чтобы произвести впечатление на обожаемую им Джоди Фостер...