СКАНДАЛ НА ЛЬДУ ИЛИ ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР?

Сейчас, неделю спустя после ареста "венецианского пленника", стала забываться первопричина скандала. С помощью совместной операции ФБР, Интерпола и итальянских спецслужб "Восточные рубли" - было решено извести на корню "мафию, пришедшую с холода" на Апеннины. Если верить руководителям итальянских финансовых гвардейцев, то в течение ряда месяцев ими проводился ряд следственных действий, в том числе прослушивание "подозрительных элементов".

Но, судя по всему, широкомасштабная антимафиозная операция зашла в тупик, и единственным, за что можно было хоть как-то уцепиться, оказались пленки с записью переговоров Алимжана Тохтахунова на спортивные темы с разными, подчас неиндентифицированными лицами. О чем и было громогласно объявлено. Ну а где же "грязные" вклады, оружие, наркотики? О них уже и не вспоминают...
Тайванчик оказался под пристальным вниманием спецслужб, и американских, и европейских, с того самого момента, как прибыл в Париж из Германии в 1993 году. После того как он приобрел в фешенебельном 16-м районе французской столицы роскошную двухэтажную квартирую, с него не спускала глаз местная контрразведка ДСТ, а точнее, тот ее отдел, который отслеживает деятельность мафиозных структур. Другая служба "Рансенман женеро", сообщает "Фигаро", подозревала Тохтахунова в том, что он является "основным представителем русской мафии во Франции".
Однако никаких конкретных обвинений против него никто не выдвигал. Правда, в конце 1994 года россиянина побеспокоили. Дело в том, что в Париже на пороге собственной 350-метровой квартиры был застрелен предприниматель Сергей Мажаров. В ходе следствия выяснилось, что накануне ему угрожал Вячеслав Иваньков, он же Япончик. Сыскари из уголовной полиции заслушали многих свидетелей. Среди них оказался и Тохтахунов. Никаких доказательств причастности к убийству не обнаружили, но выяснилось, что у него были не в порядке документы, позволяющие находиться на французской территории, и Тохтахунову пришлось ее покинуть. Правда, спустя год он вернулся - опытные адвокаты смогли добиться отмены прежнего решения властей. С тех пор жил в Париже, владел фирмой "Жат" и покровительствовал российским деятелям культуры, особенно балета, устраивал показы моды.
Три года назад в парижском отеле "Принц Гальский" Тохтахунов был даже награжден орденом Св. Константина. Таким образом, российский парижанин стал в один ряд с другими носителями ордена - Петром I, Суворовым, Третьяковым и с нашими современниками - генералом Лебедем, Олегом Ефремовым, Ильей Глазуновым. Кстати, как раз на той церемонии в присутствии Йосифа Кобзона, Валентина Юдашкина, Павла Буре и других знаменитостей орденоносец познакомился с Мариной Анисиной. Счастливое житье продолжалось вплоть до октября 2000, когда Тохтахунова попросили окончательно покинуть пределы Франции. И он, обладатель не только российского, но и израильского паспорта, - перебрался в Италию.
Каким бы матерым меценатом Тохтахунов не слыл, вряд ли он, как полагают многие, был в состоянии распоряжаться олимпийским "золотом". Здесь также всячески отрицают, что Тайванчик мог стоять во главе некоего российско-французского "заговора на льду", к чему клонят люди из ФБР и итальянские полицейские, причисляющие Тохтахунова к некоей мифической преступной группировке под названием "бригада Солнца" (?!). По сути, ледовое досье, если не считать пленок "прослушки" с многозначительными фразами, произнесенными, как утверждают следователи, голосом Тохтахунова, - пусто. В любом случае какую-либо связь с ним самим категорическим образом отрицает французская судья Мари-Рен Ле Гунь, которая уже пострадала на Олимпиаде якобы за "пристрастное судейство". Президент Федерации ледовых видов спорта Франции (ФФСЛ) Дидье Галаге на прошедшей в Арле пресс-конференции (в ней также принимали участие Марина Анисина и Гвендаль Пейзера) рассказал о том, что общался с Тохтахуновым "всего лишь 30 минут" три года назад. Тогда тот обратился к Галаге с предложением принять от него крупную сумму с тем, чтобы основать в Париже большой хоккейный клуб. Галаге, по его словам, тут же навел справки о российском предпринимателе в компетентных органах и, следуя их совету, отказался от всякого с ним сотрудничества. Он считает, что вся "эта невероятная история приготовлена под итальяно-нью-йоркским соусом ФБР" и не стоит выеденного яйца. Тохтахунова же он назвал "фантазером" и "бахвалом", выдававшим желаемое за действительное. "Никакой франко-российской "оси" не было, - заявил Дидье Галаге. - В противном случае русский судья присудил бы нашей паре Анисина - Пейзера первое место в Солт-Лейк Сити, чего не было. Какое уж тут влияние Тайванчика!"
В парижских спортивных кругах, а также в прессе все чаще мелькает слово "заговор", который был организован против французов во время зимней Олимпиады, когда была брошена тень подозрения на судью Мари-Рен Ле Гунь, и продолжен нынешним скандалом. Как здесь считают, его нити тянутся в Северную Америку и, в частности, к влиятельному члену МОК - канадцу Дику Паунду. У французов накапливается все больше вопросов в связи с этим делом. К примеру, почему американские следователи не допросили Марину Анисину, которая вместе со своим партнером в течение трех последних месяцев совершала турне по США? Почему они требуют немедленной экстрадиции Тохтахунова из Италии по достаточно незначительному с любой точки зрения "ледовому делу"? Ведь этого человека подозревают в проступках куда более серьезных?..
Настроение у Марины Анисиной, понятно, неважное. Не только из-за скандала. Из-за подтаявшего льда на катке южного города Фрежюс был отменен гала-концерт...
МЕДАЛИ - В СЕРДЦЕ
В гостинице "Меркюр" в Арле состоялась пресс-конференция Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера. Вот некоторые выдержки.
- Вы знакомы с Алимжаном Тохтахуновым? Разговаривали с ним по телефону?
Марина Анисина: - Конечно, я знаю господина Тохтахунова. Время от времени я с ним беседовала по телефону, но то, что писали в газетах после моего возвращения во Францию (Марина и Гвендаль долго гастролировали в США. - Прим. ред.), не имеет никакого отношения к нашей победе на Олимпийских играх. Это просто смехотворно. Не скрою, все, что сейчас происходит, действует мне на нервы. Никогда в жизни не оказывалась в таком положении и надеюсь, что больше не окажусь. Я уверена, кто-то все это подстроил.
- Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с господином Тохтахуновым?
М. А.: - В 1999 году на приеме, устроенном в его честь. Мне никогда бы в голову не пришло, что этот человек имеет какое-то отношение к мафии или к чему-то в этом роде. С подобным я сталкивалась лишь в американских фильмах.
- Итальянская полиция и ФБР ссылаются на телефонные разговоры, в ходе которых, по их словам, вы благодарите господина Тохтахунова за содействие в получении олимпийского титула.
М. А.: - Я никогда и ни о чем, связанном с соревнованиями, его не просила. Ни о чем. Абсолютно точно и ясно, что мы победили на льду у всех на виду, и ни один журналист этого не оспорил. Что касается телефонных разговоров, о которых вы говорите, то я о них ничего не знаю.
- А вы, Гвендаль, слышали об этом человеке раньше?
Г. П.: - Впервые я узнал о нем три дня назад в Англии после гала-концерта, который мы дали в честь английской королевы. Я был очень удивлен всей этой историей.
- Вы не против того, чтобы вас допросили люди ФБР или из итальянской полиции?
Г. П.: - Мне им сказать особенно нечего, но если они хотят меня допросить, я готов на это.
- Думаете ли вы предпринять контрмеры в судебном порядке?
М. А.: - Несмотря на то, что я пережила шок, тем не менее готова защищаться...
- Если факт коррупции подтвердится, то, как дал понять президент МОК Жак Рогге, вам придется расстаться со своими медалями...
Г. П.: - У нас нельзя отнять медали. Они у нас здесь (показывает на сердце. - Прим. ред.) и навсегда.