Казалось, ничто и никто не сможет остановить это падение в никуда. И все же тенденцию удалось сначала сдержать, а потом и повернуть вспять. Началось это тогда, когда губернатором Кемеровской области стал Аман Тулеев. Многие тогда не верили: "Ничего у тебя не получится, Аман, дохлое здесь дело". Но вопреки прогнозам скептиков - все вышло, как надо. Заработали шахты, выдавая на-гора все возрастающие объемы угля. Предприятия, пройдя процедуру банкротства, начали работать рентабельно. Кемеровчане вернулись на свои рабочие места. Уголь, металл, рельсы, минеральные удобрения и другая продукция пошли на предприятия и электростанции России и за ее пределы.
Все это было бы невозможно без совместных, дружных усилий администрации области и руководства Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД). Именно железная дорога придает ускорение промышленному развитию Кузбасса. Это, конечно, ясно А.Тулееву, который начинал свой трудовой путь дежурным на одной из станций ЗСЖД, а потом стал начальником Кемеровской железной дороги. До сих пор А.Тулеев вспоминает случай, когда однажды один из шахтеров шахты "Распадская", доведенный до отчаяния нехваткой порожняка, взобрался на груду угля и крикнул в адрес тогдашнего министра путей сообщения Николая Конарева: "Николай Семеныч, дайте полувагоны!". Тогда Тулеев и сделал очень важный для себя вывод: в Кемерове шахтеры и железнодорожники должны приходить на выручку друг другу в любых ситуациях. И в последующие годы делал для этого все возможное. Сейчас, наверное, нигде в России нет такого взаимодействия и взаимопонимания между горняками и работниками железной дороги, как в Кузбассе.
Губернатор ввел в своей администрации специальную должность советника по транспорту, который регулярно докладывает главе области о том, что происходит на магистрали, и прежде всего на ее Кузбасском отделении, какие проблемы - производственные, социальные - требуют незамедлительного решения.
Впереди у Кузбасса хорошие перспективы. К 2005 году добычу угля в крае намереваются довести до 150 млн. тонн, а к 2010 - до 170 млн. тонн! Это составит 60% общероссийской добычи. Уже в этом году получены 22 лицензии на добычу угля, строительство шахт и угольных разрезов. Кузбасского уголька с лихвой хватит не только России - он будет востребован и за границей. В этих условиях огромную роль приобретает Западно-Сибирская железная дорога, которая связывает Кузбасс с западными областями страны и Приморьем, с его портами. Около 80% грузов, перевозимых дорогой, - кемеровские. Без четкой прочной связки шахтеров и железнодорожников уголь не дойдет до потребителя вовремя и в полном объеме. Почти год назад в Кемеровской области - в Междуреченске состоялось заседание Госсовета под председательством президента РФ Владимира Путина. В числе многих неотложных задач обсуждалась работа топливно-энергетического комплекса Кузбасса, и в первую очередь угледобывающей промышленности. Как отмечалось, без согласованных действий промышленников и работников железной дороги, без ускоренного развития пропускных способностей ЗСЖД экономического рывка в крае просто не достигнуть. Это понимали все стороны.
И это понимание усадило их за стол переговоров и позволило выработать всеобъемлющую программу развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002-2005 годы. На ее реализацию было выделено 5,6 млрд. рублей. Программа масштабная - предполагает развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, которая будет способна обеспечить своевременный вывоз угля из Соколовско-Ерунаковского и Уропско-Караканского угольных районов. Запланировано строительство вторых главных путей на участке Ускат - Ерунаково, причем таких, чтобы они могли принимать и пропускать длинносоставные поезда на станциях. Программой предусмотрено также переоснащение железнодорожных станций Ерунаково, Красулино, Терентьевская, Мереть и Белово.
К выполнению этой задачи, помимо администрации области и руководства железной дороги, активно подключились руководители угольных компаний, в том числе и частных, вложивших свои средства в реализацию программы. Это, пожалуй, редчайший пример того, что частный капитал объединяет свои средства с бюджетными для решения государственной задачи.
Работы ведутся ударными темпами и летом, и зимой. Таких темпов в крае не наблюдалось, наверное, со времен грандиозных советских строек периода индустриализации. Трудовой порыв кемеровчан высоко оценил министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев. Накануне Дня железнодорожника он побывал в Кемерове, где принял участие в мероприятиях, связанных с выполнением программы. Одновременно с министром здесь был с рабочим визитом председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Мы обратились к заведующему сектором железнодорожного транспорта управления транспортной связи администрации Кемеровской области Александру ДАНИЛОВУ с просьбой прокомментировать визит высоких должностных лиц.
- Основное событие в ходе их пребывания произошло на станции Ускатская. Там в торжественной обстановке состоялось открытие углесборочной станции и пуск в эксплуатацию электрифицированного пути Красулино - Ускатская, - рассказывает А.Данилов. - Теперь станция может принимать 100-вагонные поезда. На церемонии присутствовали С.Миронов, Г.Фадеев, начальник ЗСЖД Александр Целько и губернатор Кемеровской области А.Тулеев. Торжественно перерезана ленточка - обновленная станция Ускатская и электрифицированный перегон сданы в эксплуатацию. По пути пустили первый эшелон, груженный углем. На митинге губернатор сердечно поздравил работников Западно-Сибирской железной дороги с завоеванием первого места в отраслевом соревновании по итогам второго квартала. Одновременно свидетельства о завоевании первых мест среди отделений дороги были вручены начальникам Новосибирского и Кузбасского отделений ЗСЖД Сергею Лемихову и Анатолию Ищенко.
Другим важным событием стал ввод в эксплуатацию нового электропоезда, который будет курсировать на участке Новокузнецк-пассажирский - Междуреченск. С точки зрения потока пассажиров, - это самый напряженный маршрут в Кемерове. Вдоль трассы сплошные садово-дачные участки; летом в поездах давка, духота. Новый комфортабельный поезд из десяти вагонов существенно разгрузит пассажиропоток. Ходить он будет два раза в сутки. Причем один прогон от Новокузнецка до Междуреченска и обратно он будет проходить в ускоренном темпе: всего 50 минут вместо обычных 1 часа 40 минут.
И еще одно знаменательное событие состоялось в тот день. Высокие гости приняли участие в церемонии ввода в эксплуатацию 60-квартирного жилого дома на станции Терентьевская. Дом был законсервирован в 1997 году, и вот теперь, после того, как ЗСЖД профинансировала завершение его строительства, он распахнул свои двери жильцам - работникам железнодорожного транспорта станций Терентьевская, Ерунаково, Ускат, Красулино, Полосухино и Углерод. При заселении этого дома активно использовался ипотечный принцип, то есть железнодорожники первоначально внесли энное количество денег за квартиру (от 1 до 15%), а оставшуюся сумму будут выплачивать из зарплаты в течение 15 лет.
Вообще ЗСЖД является лидером в жилищном строительстве - за год она сдает до 75 тыс. кв. метров. Весной этого года сдали 100-квартирный дом в Кемерове, в самое ближайшее время на отдаленной станции Тайга войдет в строй первая очередь 100-квартирного дома. С администрацией Кемеровской области достигнуто соглашение о строительстве еще одного дома на паритетных началах.
- Успехи сибиряков - работников Западно-Сибирской железной дороги и ее партнеров-администрации области и угольщиков впечатляют, - такую оценку дал всему увиденному Сергей Миронов. - Мне представился замечательный случай стать участником трех значительных событий, знаменующих движение вперед двух очень значимых для России отраслей хозяйства: угольной и железнодорожной. Спасибо вам за такой важный и своевременный пример для страны.
Тесное взаимодействие железнодорожников, угольщиков и администрации области, успехи, достигнутые на этом пути, позволяют с уверенностью сказать, что решения заседания Госсовета в Междуреченске будут воплощены в жизнь.
Кузбасс - индустриальное сердце не только Сибири, но и, пожалуй, всей России. Здесь добывается 51% каменного угля, 80% коксующихся углей, производится 13% чугуна и стали, 11% алюминия и львиная доля железнодорожных и трамвайных рельсов. Один только Западно-Сибирский металлургический комбинат дает 8 млн. тонн продукции в год. Другой гигант - Кузнецкий металлургический комбинат - по итогам прошлого года получил 250 млн. рублей прибыли против 700 млн. рублей убытков в 2001 году. Здесь же расположены и крупнейшие предприятия цветной металлургии - Новокузнецкий алюминиевый завод и Салаирский горно-обогатительный комбинат; такой гигант химической промышленности, как АО "Азот" - ведущий производитель капролактама и минеральных удобрений. Да, сегодня промышленный Кузбасс дышит полной грудью.