10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Аварийное всплытие: благодаря английским спасателям обошлось без жертв

Чародеев Геннадий
16:22 08 Августа 2005г.
Опубликовано 16:22 08 Августа 2005г.
Аварийное всплытие: благодаря английским спасателям обошлось без жертв

"Правь, Британия, морями"... Из чувства благодарности этот ненашенский старинный гимн в минувшее воскресенье, когда среди волн показалась красная рубка вырвавшегося из подводного плена батискафа АС-28, впору было спеть всем, кто носит российскую флотскую форму. Потому что английские спасатели с аппаратом "Скорпион" в тот миг сделали счастливыми миллионы наших сограждан, напряженно следивших за судьбой попавших в беду моряков. Эта помощь спасла Россию от трагедии и позора нового "Курска". А о том, как мы были близки именно к такой развязке, свидетельствует тот факт, что мужественно державшийся в течение трех суток в затонувшем батискафе экипаж уже начал писать предсмертные записки. Моряки мужественно терпели жуткий холод в обесточенной мини-субмарине - остатки энергии сохраняли на всплытие, на которое не теряли надежды. Практически не было воды и еды - в день они делали по 3.4 глотка и съедали по нескольку крошек от по-братски разделенных сухарей. Однако столь долго находившиеся на волосок от гибели подводники не намерены уходить с флота. ...Когда в 2003 году на Северном флоте при буксировке затонула списанная атомная подводная лодка К-159, главнокомандующий Военноморским флотом РФ адмирал флота Владимир Куроедов прокомментировал это так: "Снова наступили на те же грабли". И отстранил от должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова. Несомненно, Куроедов имел в виду, что североморцы не сделали должных выводов из случившейся за три года до того трагедии "Курска". За те первые "грабли" должностью поплатился другой командующий Северным флотом - адмирал Вячеслав Попов. Сегодня, уверен, всем ясно, что по справедливости из всех потрясений нашего ВМФ честный и радикальный вывод должен был бы сделать и сам Куроедов. В конце концов случившийся в 90-е годы развал аварийноспасательных служб санкционировался не на местах. Без ведома и благословения главкомата ВМФ он не мог произойти. Хотя было бы несправедливым утверждать, что никаких выводов из ЧП сделано не было. К счастью, один, но оказавшийся спасительным в минувшие выходные, извлечен. Мы впервые перестали горделиво надувать щеки, отметая предложения иностранцев о помощи в критических ситуациях. Как это было, скажем, когда у берегов Норвегии несколько часов сначала горел, а потом тонул атомный подводный крейсер "Комсомолец". Как было в значительной мере и с тем же "Курском". На сей раз разум возобладал: едва ли не впервые в истории наших Вооруженных сил соображения пресловутой секретности были отодвинуты на второй план во имя спасения человеческих жизней. И в этом, видимо, главный урок случившегося в нынешнем августе.

Однако это не снимает, естественно, и основного вопроса о том, когда же мы сами будем в состоянии обеспечивать безопасность собственных экипажей? Хорошо бы выяснить, например, как получилось, что британский глубоководный телеуправляемый аппарат "Скорпион", с ювелирной точностью перерезавший 30-сантиметровой толщины подводные кабели, опутавшие АС-28, из Шотландии так оперативно был переброшен на Камчатку. А наш оказавшийся на тысячи миль ближе АС-34, собрат аварийного батискафа, экстренно подготовленный для той же цели на Северном флоте, в район бедствия перебросить не сумели.

Или, скажем, кто ответит за массовую распродажу в период приватизации замечательных российских спасательных судов? Того же уникального судна Дальневосточного морского управления разведочного бурения "Михаил Мирчик"? Именно оно два десятилетия назад с помощью глубоководных телекамер нашло на дне Японского моря сбитый советскими ПВО южнокорейский пассажирский "Боинг". С борта "Михаила Мирчика" к лайнеру, лежавшему примерно на такой же глубине, как батискаф АС-28, не раз спускались водолазы.

Но, по утверждению капитана морского спасательного центра "Южно-Сахалинск" Валерия Ишмукова, судно "было за бесценок продано за границу, хотя могло бы сейчас пригодиться на Камчатке". А кто или что мешает нам стать членами Международной службы связей по спасению подводных лодок, еще в 1990 году созданной при НАТО? Это было бы реальным, а не декларативным вкладом России в международное военное сотрудничество. Во многом усилиями и этой организации спасли наших моряков. Директор службы Билл Орр рассказал об этом так: "Мы узнали о том, что Россия нуждается в помощи, и начали работать. Это очень сложная система координирования. Решение состоит в том, чтобы найти наиболее быстрый вариант спасения. В случае с АС-28 Россия предоставила грузовики и краны, британский самолет привез "Скорпиона", однако у них не было необходимого оборудования, чтобы разгрузить самолет. Его доставил самолет США. Американцы также предоставили отряд водолазов".

Опытнейший подводник, Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Чернов, командовавший флотилией атомоходов в Западной Лице, считает, что давно пора хотя бы в рамках отечественного ВМФ создать структуру, которая бы извлекала уроки из подобных инцидентов на море и контролировала ситуацию в аварийно-спасательных службах. По мнению Чернова, "принимаются решения у нас отлично, только никто их не выполняет. А нужно не только сидеть в кабинетах и считать деньги, но и помнить о том, что флоту нужно жить и работать".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников