05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Авиакатастрофа все не закончится

Жарков Василий
15:14 08 Августа 2006г.
Опубликовано 15:14 08 Августа 2006г.
Авиакатастрофа все не закончится

Во вторник прокуратура города Винтертур (Швейцария) сообщила, что восемь сотрудников компании воздушной навигации "Скайгайд" предстанут перед судом. Их обвиняют "в убийстве вследствие небрежности". Им грозит от 6 до 15 месяцев тюрьмы.

Это связано с затянувшимся разбирательством по делу об авиакатастрофе над Боденским озером. Прошло четыре года, но в Башкирии родственники погибших до сих пор ждут справедливых решений европейских судов и выплаты в полном объеме денежной компенсации.

Напомним, что это столкновение двух самолетов в воздухе стало самой скандальной авиакатастрофой последнего десятилетия. В ночь на 2 июля 2002 года в воздушном пространстве Германии в зоне ответственности авиадиспетчерской компании "Скайгайд" столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой Боинг компании DHL. Погибли 69 человек, находившихся на борту Ту-154, включая 45 детей из Башкирии, летевших на каникулы в Испанию, а также два пилота Боинга. Немецкое ведомство по расследованию авиационных происшествий возложило большую часть вины за катастрофу на "Скайгайд" и частично на двух пилотов российского самолета.

Примерно треть родственников погибших уже получили компенсации, которые составили от 50 до 200 тысяч долларов. После катастрофы в Уфу слетелись представители многих известных адвокатских контор и устроили соревнование - кто пообещает больше денег скорбящим родственникам. Самые циничные называли сумму в миллион долларов за каждого погибшего. В результате те, кто не придавал большого значения величине "компенсации за кровь", получили по 50-70 тысяч. Нашедшие в себе силы пройти через суды сумели отвоевать в несколько раз больше. Самая большая группа - около 27 человек до сих пор работает с американскими адвокатами. Ее действия курирует общественная организация "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года. Рейс №2937". Ее председатель Зульфат Хамматов, который потерял сына Артура, осторожен в оценках. Он считает, что судебные процессы идут очень медленно, но в цивилизованном русле. Сейчас готовится исковое заявление в испанский суд, в котором также выдвигается ряд требований.
Есть и другие мнения. Евгений Нелюбин, потерявший в авиакатастрофе дочь, считает, что в Швейцарии суд работает по двойным стандартам. Дело об убийстве диспетчера компании "Скайгайд" Петера Нильсена, дежурившего в ту злополучную ночь, расследовалось всего год. В результате суд за два дня приговорил россиянина Виталия Калоева к восьми годам тюрьмы строгого режима. При этом было принято во внимание, что в авиакатастрофе над Боденским озером Калоев потерял всю семью - жену и двоих детей.

Расследование самой катастрофы, каждая деталь которой была известна изначально, продолжалось четыре года, несмотря на беспрецедентный резонанс этого дела. При этом представителем "Скайгайд" грозит от 6 до 15 месяцев тюрьмы. Об ответственности руководства компании не идет и речи, хотя два года назад "Скайдгайд" разослала родственникам погибших письмо, в котором на восьми листах описывала организационные и технические проблемы, которые выявила катастрофа в этой компании. Все-таки главное в этом деле, подчеркивает Евгений Нелюбин, не получить компенсации, а наказать виновных.

Швейцарский прокурор Бернхард Хехт лишь подтвердил подозрения уфимца о «двойных стандартах». Судебный процесс, оказывается, состоится даже не в нынешнем году. Обвинение предъявлено трем руководящим работникам "Скайгайд", трем рядовым сотрудникам и двум специалистам, ответственным за техническое состояние оборудования. По словам Хехта, они отрицают свою вину.

Швейцарская прокуратура считает, что к катастрофе привели недостатки в организации контроля за воздушной навигацией со стороны "Скайгайд". В частности, в момент сближения двух самолетов за экраном следил только один диспетчер. При этом ни он, ни его отдыхавший в это время коллега не были должным образом информированы о проводившихся технических работах. В частности, в ночь катастрофы были отключены главный радар на башне контроля и основная телефонная линия. Как пояснил Хехт, следователи опираются в своих выводах на доклад немецких специалистов, опубликованный в мае 2004 года, а также на экспертизу, проведенную по заказу прокуратуры Винтертура.

До сих пор окончательно не решен вопрос о сумме компенсации за потерянный самолет "Башкирским авиалиниям". Немецкий суд этим летом решил, что Германия несет ответственность за катастрофу над Боденским озером, несмотря на то, что этот участок воздушного пространства контролируется швейцарской авиадиспетчерской службой "Скайгайд". В постановляющей части говорится, что, несмотря на то, что швейцарские авиадиспетчеры контролируют этот участок со времен Второй мировой войны, официальными документами это не за закреплено – не удалось найти соглашения, которое узаконивает подобный порядок вещей. Авиакомпания "Башкирские авиалинии" за Ту-154 может получить от 3 до 40 миллионов долларов. Должно ускорить решение немецкого суда и выплату компенсаций родственникам погибших.

Сергей Кудряшов, соб. корр. «Труда», Уфа


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников