Главная Культура 18:36 08 Августа 2018 2211
Послевкусие любви

Короткометражка молодого режиссера Георгия Заозерского победила в интернет-конкурсе

Сергей Бирюков
Героиня Ксении Щербаковой буквально излучает женский свет. Кадр из фильма «Послевкусие», предоставлен съемочной группой

Профессиональное жюри конкурса «Окно в интернет», проводимого в Сети навстречу 26-му фестивалю «Окно в Европу», назвало лучшим фильмом драму «Послевкусие» студента режиссерского факультета ВГИКа, ученика Владимира Хотиненко Георгия Заозерского. Среди достоинств камерной ленты молодого постановщика по мотивам классической советской пьесы – тонкое вживание в радости и боли людей той эпохи, что, все дальше отдаляясь во времени, продолжает мощно влиять на нас сегодняшних. А еще в новой работе удивило редкое для современного кино единение красоты с правдивостью.

Фильм, снятый при поддержке киноконцерна «Мосфильм», воспроизводит эпизод знаменитой пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Лишь один из многих, поэтому обходится без зоринского названия в титрах. Но удивительным образом передает дух этого замечательного произведения о любви, которая осмеливается противопоставить холодному разъединенному миру свою соединяющую силу.

Этот шаг молодого постановщика мне кажется очень точным. Вступать в конкуренцию с классическим вахтанговским спектаклем Рубена Симонова (и его телеверсией 1969 года), где сыграли великие Борисова и Ульянов, выдерживать сравнение с современными постановками питерского Малого драматического и московского Театра на Малой Бронной было бы самонадеянно и безрассудно. А вот набросать то, что в живописи и музыке называется «этюд» – прекрасный шанс достичь компромисса между юностью автора и его стремлением к содержательной глубине.

Напомню сюжет: в послевоенном 1946 году на концерте в Московской консерватории случайно встречаются двое молодых людей, русский Виктор и полька Гелена. Возникает взаимное чувство, на пути которого встают политические законы времени.

Мы проживем с Витей и Гелей не 20 лет, как это происходит в «полнометражной» пьесе, а только один вечер, точнее несколько десятков минут около полуночи под новый 1947 год. Но в этом эпизоде, как в капле воды, сконцентрирована драма жизни.

Режиссер не перебарщивает с деталями. Короткий «настроенческий» кадр в трогательно-архаичном, как старый ботинок, автобусе, везущем героев к их встрече… Дальнейшее происходит в комнате героини, где стоят книги в потускневших переплетах, играет патефон с пластинками Вертинского, светят неяркие лампы: атмосфера нехитрого уюта, которую самыми скромными средствами умели создать люди, истосковавшиеся за войну по теплу. Оператору Антону Мировичу удается передать ценность каждого мгновения. Кадры в картине досконально продуманы и самодостаточны, порой хитро задуманы, словно запрятаны в волшебные зеркала, но всегда композиционно ясны. Проста, тиха и магически притягательна мерная капель рояльных звонов (музыка Алексея Айги). Простота, от которой житель и зритель XXI века изрядно отвык…

Сегодня нет не только таких автобусов и пластинок с красными наклейками. Не видно молодых парней с высшим образованием, которые бы всю ночь разгружали вагоны для того, чтобы сделать подарок девушке. Увы, редко встретишь и девушку, которая бы сочетала в себе нежность и гордость, красоту и ум, чувственность и здравый смысл. Эту девушку из прошлого изумительно играет актриса Ксения Щербакова. О которой, признаюсь, раньше я ничего не знал, да и сегодня знаю немногое об этой выпускнице Школы-студии МХАТ, уже в молодые годы успевшей пройти «свои университеты» в театрах, сериалах, музыкальных группах… Но твердо могу сказать: от ее Гели, буквально излучающей женский свет и игривое, неподражаемо-польское и до мельчайшей лучинки в глазах искреннее обаяние, невозможно оторвать глаз.

Создателям фильма, на мой взгляд, удалось показать, как за короткий промежуток времени кардинальным образом меняется внутренний мир героев. Удачным мне видится и название картины – «Послевкусие». Зритель с первых минут и до конца понимает, что он – свидетель чужой жизни, другой истории, что все им увиденное – в давно прошедшем времени, но он ощущает его вкус, музыку, цвет.

Кстати, о цвете. Насыщенные краски – праздничное Гелино платье индиго, бордовые туфли, которые бережно надевает на ее ножки Виктор (Валерий Ушаков), красный патефон – таковы главные акценты, выделяющиеся на скромном фоне комнаты и неярких сполохов новогодней ночи с ее туманом и таинственным флером.

И вот что еще поражает. Ведь в плане физического действия за эти 25 минут – совсем немалое время в кино – практически ничего не происходит: ну восторг героини по поводу туфелек, ну ее милый шок от того что друг на ее девичьей кровати заснул с устатку после тех самых вагонов. Несколько па совместного танца, несколько секунд единственного за весь фильм поцелуя… А ни мгновения не скучно, не пассивно, не провально в смысле драматургии чувств и человеческого взросления. Конечно, шляпу долой перед мастерством Леонида Зорина. Но и респект тем, чей хваткий глаз в малой страничке драматургического материала сумел разглядеть эпоху и связь времен.

Да, есть зазубринки – у кого из куда более опытных мастеров их нет: можно было потщательней поработать над польским акцентом, поаккуратнее подобрать музыкальный ряд – в СССР Вертинского издавали мало, и, если не ошибаюсь, не те романсы, что звучат с пластинки… Но это так мало значит для общего эмоционального воздействия, для смысла кинематографического послания!

Этот фильм Георгия Заозерского – опыт путешествия в прошлое. Но не только. Да, сегодня нам дико представить себе, что в Советском Союзе с февраля 1947 года были на государственном уровне запрещены браки с иностранцами – обстоятельство, которое поставило крест на личном счастье героев «Варшавской мелодии» и котором нам сообщают словесной надписью в самом конце ленты. Людоедский указ, конечно, давно отменен – но разве сегодняшний мир смог преодолеть разобщенность? Представьте нынешнюю Московскую консерваторию – велика ли вероятность, что вы встретите там сегодня польскую студентку? Да что там польскую: если у вас родственники, допустим, на братской (как мы всегда считали) Украине, то часто ли вы их видите?..

Вот почему фильм звучит современно. Это отнюдь не политическая агитка об ужасах сталинизма. Картина – о коротком миге счастья, которое «было так возможно», и заканчивается она ровно перед тем, как этому счастью обрубили крылья. Плохого мы не увидим. Хотя узнаем о нем. Фильм красив и правдив – редкое единство.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 6131
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4772
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4639
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4199
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 3722
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 3391
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?