10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТЯГАЧ РОССИИ

Куликов Максим
Опубликовано 01:01 08 Сентября 2000г.
В последнее время привычно говорится о том, что Россия растеряла былую военную мощь. Немало издевательского комикования в прессе по поводу бестолковой конверсии. На поверку оказывается, что все далеко не так плохо. Во всяком случае, это подтвердила поездка корреспондентов "Труда" в Челябинскую область, где они побывали и на одном из бывших советских промышленных гигантов, который в современных условиях сумел не только сохранить, но и приумножить свой потенциал.

"КРЕПОСТЬ НА КОЛЕСАХ"
В экспериментальном цехе Уральского автомобильного завода любуемся новенькими, начищенными до блеска грузовиками. "Простые" двухосные модели для армии, раскрашенные в хаки, высокие вахтовые автобусы для Крайнего Севера, спецтехника гражданского назначения - все машины дожидаются здесь отправки в Москву, на международный автосалон-2000.
- К началу перестройки семьдесят пять процентов продукции уходило у нас на оборонку. До какого-то момента мы вообще выпускали только одно шасси, - говорит гендиректор ОАО "Автомобильный завод "УралАЗ" Виктор Корман. - А сейчас завод производит порядка пятидесяти видов машин и около ста пятидесяти их модификаций. Мы смогли в кратчайшие сроки перестроить всю инфраструктуру производства с прицелом на рыночный спрос.
Впрочем, это вовсе не означает сворачивания оборонной программы. Как предприятие стратегической важности "УралАЗ" снабжает машинами всю Российскую армию. "Уралы" предназначены для работы в самых тяжелых условиях.
Гордость завода - сверхновый "Урал-5323-23". Восемь ведущих колес, стопроцентная проходимость, бронированная кабина с автономной системой жизнеобеспечения, способная защитить даже от радиации. Разработчики утверждают, что в случае необходимости автомобиль может перевозить не только грузы или солдат, но даже ядерную боеголовку. На заводе эту машину заслуженно окрестили "крепостью на колесах".
Пока мы бродили по цеху, бронированный "Урал" проходил последние приготовления перед отправкой в Москву. Никто из рабочих, с которыми мы общались, не сомневался в том, что чудо-машина произведет неизгладимое впечатление не только на рядовых посетителей столичного автошоу, но и на искушенных специалистов.
ОТ ЕГИПТА ДО УРУГВАЯ
Прогуливаясь вдоль рядов самых разнообразных, порой и вовсе экзотических машин, мы не могли поверить в то, что находимся на том самом "УралАЗе", который еще каких-то два года назад едва сводил концы с концами.
- Я помню время, когда у нас здесь даже хлеба не было, - рассказывает один из рабочих, представившийся Михаилом. - Детям в школу идти, а я не то что дневник купить не могу - мне их кормить нечем.
По оценке специалистов, в 98-м году общая величина убытков ОАО "УралАЗ" превысила величину оборотных средств и составила 1,5 млрд. рублей. Фактически каждый выпущенный автомобиль увеличивал долг предприятия. В среднем за проданный грузовик "живыми" деньгами завод получал лишь половину процента от его стоимости.
Тогдашние хозяева "УралАЗа" попросту довели завод до банкротства, и в 98-м году решением арбитражного суда Челябинской области на предприятии было введено внешнее управление.
- Когда я начал работать, то воочию убедился, что такое внутренняя сила коллектива, - признается внешний управляющий предприятия Валерий Панов. - Уже наступили холода, а людям не платили зарплату - просто потому, что не было такой возможности. Но они, что называется, поверили, стали лучше работать. Внутренний потенциал надежды и веры в новую команду очень помог нам на раннем этапе работы. И это очень важно.
За два года команде Валерия Панова удалось сделать практически невозможное. Объемы производства выросли в пять раз, зарплата рабочих (если считать "живыми" деньгами) - в семь, а производительность труда - в десять (!) раз. Теперь машины не пропадают за полцены в хитросплетениях дилерской паутины, а выпускаются под конкретные заказы, объемы которых растут день ото дня.
Всплеск популярности "Уралов" во многом объясняется резким улучшением качества заводской продукции. "УралАЗ" был первым российским автопредприятием, получившим международный сертификат на систему качества. Даже сегодня не многие отечественные производители могут похвастаться документом, подтверждающим соответствие их работы самым высоким мировым стандартам. На "УралАЗе" не существует понятия коллективной ответственности, каждый руководитель четко знает, за что отвечает. Все производственные процессы находятся под жестким контролем. Ежегодно заводские специалисты проходят курсы повышения квалификации, получают международные дипломы и по возвращении домой реализуют полученные знания на практике.
Сертификат "TUV CERT" по стандарту "ISO-9001" открывает "УралАЗу" выход на мировые рынки. Автомобили "Урал" находятся на вооружении армий 36 стран. Завод регулярно выигрывает тендеры на поставки своей продукции за рубеж. Совсем недавно партия машин отправилась в Египет, на очереди - контракт с Уругваем. О странах бывшего СССР, в которых уральская техника пользуется постоянным спросом, и говорить не приходится.
ЗАВОДЫ - РАБОЧИМ
Успехи в экономике бессмысленны, если они ничего не дают трудящимся. На "УралАЗе" такой проблемы нет: каждое новое достижение завода напрямую отражается на благосостоянии его сотрудников.
Как только на предприятии появились первые деньги, оно стало оплачивать рабочим коммунальные услуги. На следующем этапе сотрудники обзавелись пластиковыми карточками, на которые им и по сей день начисляется зарплата. По договоренности с местными магазинами владельцы таких карточек получили право на существенные скидки.
- Сегодня у нас сто тридцать торговых точек, обслуживающих наши карты, - объясняет Валерий Панов. - Так как для этих предприятий мы являемся крупным корпоративным клиентом, да еще и своевременно расплачиваемся, то скидки бывают довольно большими - от семи до пятнадцати процентов. Эти скидки делятся пополам - пятьдесят процентов идет нашим сотрудникам, вторая половина - самому заводу. Потом заводские деньги тратятся на дальнейшее развитие карточной системы.
Зайдя вечером в один из городских продуктовых магазинов, мы смогли воочию убедиться в правоте слов внешнего управляющего. Расплачиваясь за покупку, рабочий привычным движением протянул продавцу свою кредитку. Тот прокатал ее через кассу и выдал посетителю товар.
В результате этой нехитрой операции рабочий сэкономил четыре процента.
Вообще повышение уровня жизни сотрудников - едва ли не самое приоритетное направление деятельности "уралазовского" руководства. Последняя задумка в этой области - частичная передача предприятия в собственность рабочих.
- Для повышения мотивации среди работников необходимо сделать так, чтобы они стали обладателями акций завода, - убежден Валерий Панов. - Если сотрудник является совладельцем предприятия, то он не будет, к примеру, воровать или халтурить. Заинтересованность в успешной работе "УралАЗа" напрямую отразится не только на его зарплате, но и на его дивидендах.
Технически процесс передачи акций выглядит следующим образом. Предприятие скупает свои собственные ценные бумаги через специальный фонд, в который направляется до пятнадцати процентов чистой прибыли. Потом эти акции (в перспективе - до десяти процентов от их общего количества) передаются непосредственно рабочим. Кому и сколько - зависит от квалификации, стажа, производительности труда и т.п. Общий смысл таков: кто из рабочих лучше и дольше трудится, тот и получит больший "кусочек" завода.
Кстати, достойную жизнь работникам предприятия призваны обеспечивать не только новации нынешнего руководства. На многокилометровой территории "УралАЗа" прекрасно сохранилась доставшаяся в наследство от советского периода социальная инфраструктура. В коридорах одного только главного здания расположены и прачечная, и парикмахерская, и книжный магазин. В целом же предприятие имеет 24 столовых, собственную пекарню и даже пивной заводик.
- Мы не оставили без внимания ни одну социальную программу, которая когда-либо существовала на заводе, - говорит Валерий Панов. - Не забыты ни ветераны, ни дети, ни женщины.
"УралАЗ" активно помогает всем своим бывшим детским садам и школам, хотя они давно уже формально переведены в муниципальную собственность. Завод отправляет детей на летний отдых, снабжает их учебниками.
Но самое главное - теперь рабочим не нужно ломать голову над тем, где взять денег на дневник ребенку.
СИМВОЛ ОБНОВЛЕНИЯ РОССИИ
На "УралАЗе" - градообразующем предприятии Миасса - сегодня работают 20 тысяч человек. Цифра впечатляет, но главное то, что в последнее время она практически не меняется. Новому руководству завода удалось совместить, казалось бы, несовместимое - жесткую финансовую политику вкупе с быстрой реструктуризацией производства и гуманным подходом к людям. Проще говоря, на "УралАЗе" не бывает сокращений, а это в нынешних российских условиях - большая редкость.
- Мы не просто содержим людей, - говорит Валерий Панов, - мы стараемся их активно занять. Кредиторы и Минфин рекомендовали нам уволить пять тысяч человек. Но по рекомендации губернатора Петра Сумина мы не производим сокращений, понимая, что люди попросту останутся на улице.
Надо сказать, что Челябинская областная администрация принимает самое непосредственное участие в делах завода. Впрочем, это неудивительно.
- "УралАЗ" - одно из основных звеньев общего экономического потенциала области, крупнейший машиностроительный завод, - объясняет управляющий. - Поэтому вся работа предприятия находится под контролем губернатора. И люди на заводе положительные изменения в материальном и социальном плане связывают напрямую с работой главы областной администрации и его команды.
Совместными усилиями автомобильный завод добивается заметных успехов. По итогам прошлого года он вошел в сотню лучших компаний России в номинации "Репутация". В июне же 2000-го, по данным журнала "Эксперт", "УралАЗ" вышел в лидеры среди предприятий машиностроения по объемам реализованной продукции.
Скептические заявления о беззубости отечественного производства сегодня имеют под собой куда меньше оснований, чем еще несколько лет назад. В истории каждого государства есть периоды экономического спада, которые неизбежно сменяются общим подъемом, и главный фактор успеха - заинтересованность людей, помноженная на рациональное управление. Рост производства в одной отдельно взятой области, достижения одного конкретного завода - прямое свидетельство старта интенсивного развития экономики в масштабах всей страны. А оно невозможно без упорной инициативной работы людей, объединенных общей целью.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников