05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕБЕЗОПАСНЫЕ "МАТРЕШКИ"

Качаева Иоланта
Статья «НЕБЕЗОПАСНЫЕ "МАТРЕШКИ"»
из номера 169 за 08 Сентября 2004г.
Опубликовано 01:01 08 Сентября 2004г.
Идея укрупнения регионов вновь зазвучала после удачи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый Пермский край. В политических кругах заговорили о разных объединительных проектах. Всерьез обсуждаются варианты сокращения субъектов Федерации с 89 до 40, 30 и даже до 15. О том, с какими препятствиями может столкнуться процесс такого слияния, делится своими соображениями Константин МАРКЕЛОВ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ.

- Константин Алексеевич, насколько известно, вы относитесь к идее слияния регионов очень осторожно.
- Скажем иначе - более рационально. Идея укрупнения в ходу давно, но предложения на эту тему были скорее из области политфантастики. Вопрос в том, не приведет ли создание более крупных территориальных образований к размыванию России...
- Но и действующее административное деление несовершенно. В состав Красноярского края входит, скажем, Таймырский автономный округ, который является субъектом Федерации, имеет одинаковые с краем права. Насколько такое оправданно?
- Это одна из "матрешек". Избавиться от нее можно путем референдума, если регионы самостоятельно примут решение объединяться с соседями. Каждый регион имеет свои политические, экономические, исторические особенности. Необходимо просчитать, насколько перетряски выгодны в первую очередь населению, как оно их воспримет.
Надо четко представлять: такого рода преобразования займут, видимо, не один год. К примеру, во времена Петра Первого Астраханская губерния являлась очень крупным регионом, объединяя земли от Самары до Яика. Этот исторический процесс длился 200 - 300 лет. Но сегодня вряд ли реально объединение Астраханской области с Волгоградом и Калмыкией. Не вижу подобных перспектив и в отношении большинства других регионов.
- А как вы относитесь к тому, что Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа ратифицировали договор о разграничении полномочий с Тюменской областью, в состав которой они входят?
- Такое дробление тоже иррационально. Не стоит создавать прецедент, когда более богатый регион отделяется от объективно более слабого. За последние годы оба округа вошли в список гигантов российской экономики, чего не скажешь о Тюменской области. В ее бюджете большая часть финансов - платежи за природные ресурсы из автономных округов, и область, можно сказать, дотационна. Если объединение демонстрирует желание общими усилиями наладить достойную жизнь, то разделение, напротив, говорит о том, что один регион хочет жить лучше, "отвязавшись" от другого. Можно ли в таком случае говорить о консолидации Российского государства?
- Приверженцы укрупнения субъектов Федерации доказывают, что если дотационный регион войдет в состав сильного, то получится общее усиление территорий.
- Такое мнение наивно. После слияния богатого региона с бедным может получиться лишь общее обеднение. Необходимо просчитать, на что регионы способны, какая у них экономическая инфрастуктура. В процессе формирования бюджета может выясниться, что в дотационном регионе не развита ни инженерная, ни социальная инфраструктура. В результате средства на их модернизацию придется выделять в ущерб более развитой части новообразованного субъекта.
Помимо прочего, действующий на территории сильный центр притягивает к себе ресурсы, в том числе финансовые, трудовые. Укрупнение приведет к сокращению количества региональных "столиц". Следовательно, совсем обескровленными окажутся уже сложившиеся центры экономического развития. Вслед за областными чиновниками из бывшего областного центра начнут уезжать журналисты и ученые, работники культуры и искусства. Университет может превратиться в институт, НИИ в филиал. Какое уж тут приращение богатства.
Поэтому борьба за право стать центром объединенного региона пойдет нешуточная. И будут найдены сотни доводов в пользу того, чтобы центром нового, укрупненного региона стал определенный город. Вспомнят, кто раньше стал губернским центром, кто ближе к Москве...
- Зато при слиянии регионов бюрократов станет меньше, власть доступнее...
- Наоборот, укрупнение регионов затруднит общение населения с властью. Добраться до губернатора огромного края станет гораздо сложнее. Хорошо известна проблема дальневосточных и сибирских регионов России, где до институтов власти - многие сотни километров. Людям здесь не дойти, не доехать, не достучаться.
- Какие дополнительные рычаги влияния на регионы может получить Кремль, укрупняя их?
- Влияние Кремля и без того достаточно сильно. Укрупнением или уменьшением территорий управляемость страной вряд ли изменить. За последние годы выстроена достаточно жесткая централизованная система управления. Это особенно заметно во время принятия бюджета. К слову, излишняя централизация финансовых средств приводит к росту социально-экономических проблем в регионах. Налицо перекос, когда федеральный бюджет живет с профицитом, а региональный - с большим дефицитом...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников