ЗОНА ОСОБОГО НЕВНИМАНИЯ

После взрывов самолетов, вылетевших из столичного "Домодедово", пассажиров заверили: досмотр в аэропорту ужесточен, меры безопасности утроены, и теперь не то что взрывчатку на борт не пронесешь - муха не пролетит незамеченной. "Особое внимание уделяется паспортному контролю и досмотру пассажиров при прохождении постов авиационной безопасности, который осуществляется сотрудниками аэропорта совместно с сотрудниками милиции". Так ли это на самом деле?

Добраться в "Домодедово" можно несколькими способами - маршруткой, автобусом, электричкой и такси. Я выбираю железную дорогу. Никакой охраны не видно. Но стоит приглядеться - и из-за фонарного столба выныривает хрупкая фигура в милицейской форме. Сержант, которому явно велики и форма, и фуражка, смущенно переминается с ноги на ногу: "Я здесь первый день дежурю, - отвечает он на мой вопрос. - Не привык еще. Моя задача - проверять документы... Нет, не у всех, только у лиц кавказской национальности. Сегодня уже у 55 человек проверил", - горделиво добавляет страж порядка.
Официальным письмом были обещаны "дополнительные меры по усилению охраны автомобильных парковок на территории аэропорта. Осуществляется внешний осмотр автомобилей, введено патрулирование парковок кинологическими группами". Я обошла аэропорт несколько раз, но не встретила ни одного кинолога с собакой. Водитель маршрутного такси Тенгиз поведал: "Никто здесь машины не досматривает. Проезжай, хоть нагруженный доверху оружием и боеприпасами!" Он же рассказал, что незадолго до терактов видел подозрительного вида "Газель", похожую на обычную маршрутку. "Я говорил дежурному по вокзалу: что-то здесь не так, - рассказывает Тенгиз. - Но меня не стали слушать".
Досмотр пассажиров, по заверениям сотрудников аэропорта, стал процедурой более длительной и тщательной. И действительно, теперь сотрудник службы безопасности, например, настойчиво просит вынуть ремень из брюк при проходе через металлоискатель. Мужчины, проходящие оформление на рейс Москва - Сочи, послушно вытаскивают из штанов ремни.
А вот мобильные телефоны, диктофоны или цифровые фотоаппараты на предмет их работоспособности - при мне никто не проверял. Зато на весь аэровокзал каждые десять минут громко объявляют: о бесхозных предметах надо немедленно сообщать дежурному сотруднику милиции. Что я и решила сделать, положив три смятые газеты в полиэтиленовый пакет и оставив его около лестницы.
Мимо ходили пассажиры, уборщицы, дважды продефилировали сотрудники милиции - на пакет никто не обращал внимания. Через 20 минут я обратилась к милиционеру. Он не обрадовался: "Пакет? Где стоит? Вон там? Хорошо, я понял, идите, гражданка". Однако прошло еще минут 15 - пакет стоял на прежнем месте. Наконец на него обратила внимание уборщица, ткнула в него шваброй, убедилась, что там газеты, и выбросила в мусорный бак.
Не заметила я новых технологий, обеспечивающих "соблюдение самых жестких требований по авиационной безопасности, увеличение пропускной способности и ускорение процесса регистрации пассажиров". А ведь их внедрение в "Домодедово" уже должно идти полным ходом. "Суммарные затраты группы "ИСТ ЛАЙН" - управляющей компании аэропорта "Домодедово" - за прошедший год превысили 800 000 долларов США, - прочитала я в пресс-релизе аэропорта. - В период с сентября 2001 года численный состав служб, отвечающих за обеспечение авиационной безопасности в "Домодедово", вырос в два раза. Установлены дополнительные рамки контроля безопасности. Устаревшую рентгеновскую систему досмотра багажа заменили две новые. Это гарантирует предотвращение попадания на борт самолета запрещенных к провозу предметов и взрывоопасных веществ". Звучит впечатляюще. Непонятно только, как же они все-таки туда попали?
... Обратно я решила ехать на маршрутном такси. Посты ГАИ на въезде в Москву, несмотря на уверения пресс-службы аэропорта, "тормозили" и обыскивали только дорогие иномарки, в то время как "шестерки" и прочий "обычный" транспорт спокойно проезжал мимо.