ХАРИН ВО ГЛАВЕ АНГЛИЙСКОГО ДЕСАНТА

Один из самых ярких и надежных вратарей в истории нашего футбола Дмитрий ХАРИН вместе со специалистами из "Челси" недавно провел в России мастер-классы для юных футболистов, в том числе - инвалидов и воспитанников детских домов. Участие олимпийского чемпиона 1988 года значительно повысило весомость мероприятия. Знаменитого вратаря хорошо знают даже те юные спортсмены, которые родились после 1992 года, когда Дмитрий переехал жить в Великобританию.

- В Англии подобные вещи практикуются давно,- сказал корреспонденту "Труда" Дмитрий. - Именитые футбольные клубы заняты не только участием в розыгрыше национального первенства и еврокубков, но и большой социальной работой. Здесь и помощь инвалидам, и детям из неблагополучных семей, и многое другое.
- А есть ли какие-то наработки в российском футболе, которые, в свою очередь, полезно перенять англичанам?
- В советских спортшколах тренировочный процесс был поставлен очень прилично. Достоянием России всегда были детские тренеры. Они целыми днями пропадали на стадионах за очень скромную зарплату. Жаль, что многие из них по материальным соображениям вынуждены уходить из футбола в другие профессии. Хорошо зарекомендовала система советских футбольных школ-интернатов. Мои товарищи по "Челси", ныне ставшие детскими тренерами, сетуют, что отсутствие подобных учреждений в Англии приводит к тому, что многие талантливые мальчишки не реализуют полностью свои способности.
- Расскажите немного о себе. К чему труднее всего привыкали в Англии? Язык, быт, незнакомое окружение?
- Обучение английскому проходило по стандартной схеме: клуб нанял преподавателя, ни слова не знающего по-русски. Я посетил 12 занятий, выучил основы, но потом начал обучаться самостоятельно. Пытался читать английские газеты, смотреть телевизор с англо-русским словарем в руках. На выездных матчах селился в номере с норвежским легионером Эрлом Джонсоном. Для него английский тоже не был родным, поэтому он говорил медленно, старательно произносил слова. Мне легче было его понимать. Через три года я забыл о языковых проблемах. А вот к самому футболу я привыкал непросто. В Англии больше силовой борьбы. С вратарями форварды не церемонятся. Зазеваешься - вместе с мячом затолкают в ворота.
В 1992 году я уже был женатым человеком, моему сыну Игорю исполнилось два года. То, что я переехал вместе с семьей, значительно смягчило дискомфорт, который испытывает любой россиянин, оказавшись в чужой стране. Супруга Лилия позволила полностью сосредоточиться на футболе, взяв на себя заботы по хозяйству. Я ценю ее жертвы: в России она пела на эстраде, но после отъезда ее артистическая карьера прервалась. В Лондоне первое время ей было тяжелее, чем мне. Я большую часть дня проводил в команде, выполняя привычную работу, а жена чувствовала себя одиноко. Мы оба городские жители, москвичи, а клуб "Челси" селил своих футболистов в предместьях Лондона. Тишина, чистота, свежий воздух. Но мы к этому долго не могли привыкнуть. Сейчас же, приезжая в Москву, удивляюсь шуму, суете, запаху выхлопных газов.
- Что еще удивило в России в этот приезд?
- Громадные пробки на дорогах. В Лондоне машин не меньше, чем в Москве, и движение не менее напряженное. Но там культура общения гораздо выше. Зазеваешься - пропустят. Полоса сужается - справа и слева проезжают по очереди. А в Москве у кого "круче тачка", кто наглее, тот и едет.
- Отчего после перехода в "Селтик" ваша карьера сложилась не столь успешно, как можно было ожидать?
- Уровень шотландского футбола на порядок ниже английского. Вся интрига национального чемпионата ограничивается противостоянием "Рейнджерса" и "Селтика". Если твоя команда выше оппонентов в турнирной таблице, ты - герой, если ниже - никто. Дуэль этих клубов имеет давнюю историю. Сюда примешиваются много факторов, в том числе и религиозный: католики против протестантов. Я оказался в "Селтике" в неудачное время: "Рейнджерс" был "на ходу". Так что переход из английского клуба в шотландский - моя большая ошибка. По атлетизму шотландский футбол не уступает английскому, по грубости - превосходит. Стиль игры прямолинейный, порой бестолковый. И в гораздо худшем состоянии футбольные поля, тренировочные базы. Часто играли чуть не по колено в воде и грязи. Холодный климат повышал вероятность получения травмы. Мне тогда уже перевалило за 30. Так что в итоге я заработал повреждение, которое поставило крест на профессиональной карьере.
- А каковы ваши перспективы в тренерской профессии?
- Институт физической культуры в Малаховке я не закончил - меня отчислили с третьего курса. В Шотландии получил квалификацию инструктора по шейпингу. Теперь уже в течение года учусь на тренерских курсах, по окончании которых должен пройти практику: отработать 20 часов. После этого допустят к экзаменам на получение соответствующей квалификации тренера. Рассчитываю получить сертификат, дающий возможность работать тренером и в Англии, и за ее пределами.
- Ваш сын Игорь пошел по стопам отца?
- К счастью, нет. Он обучается в католической частной школе, увлекается компьютером и баскетболом. В свои 14 лет уже в росте догнал меня и, думаю, вырастет намного выше нынешних "метр 87". Игорь - ведущий игрок школьной команды. Они постоянно ездят на матчи по Лондону и его окрестностям.
- Отчего вы его отдали в католическую школу?
- Религиозная составляющая там формальная. Просто школу открыли американцы-католики, отсюда и название. Образование дают добротное, по вероисповеданию каких-то требований и ограничений нет. Мы Игоря крестили в России, в православной церкви.
- Какие ваши самые яркие впечатления о прошедшем Евро-2004?
- Выступление греков достойно самых громких похвал. Прекрасно сработал тренер Рехагель. Хотя не думаю, что если его поставить, например, во главе сборной России, то он и здесь сразу добился бы успеха. Где-то грекам повезло, где-то помогли волевые качества. Заслуги я разделил бы поровну между тренером и игроками. По качеству футбола еще в большей мере победу заслуживали чехи. Крепкий, сплоченный коллектив прекрасных исполнителей. Россияне огорчили. Подробно разбирать игру сборной не хочется: и без меня достаточно вылили грязи на ребят и тренера. Но похвалить... тоже не могу придумать - за что. Отрадно, что у Босса появился хороший, надежный дублер Вячеслав Малафеев.
- В российской печати было много критики в адрес Овчинникова. Не за игру, а за несдержанное поведение на поле.
- Тех матчей, когда он вел себя, как говорят, не лучшим образом, я не видел. С Сергеем мы в прекрасных отношениях. Могу сказать только самые лучшие слова о нем как об игроке и о человеке. В последний раз мы встречались в спокойной обстановке, так что он на меня не кричал и не ругался. (Смеется.)
- Следите за российским футболом?
- По Интернету получаю подробную информацию о каждом туре. А вот "живую картинку" вижу редко. Впрочем, если сами российские журналисты пишут в отчете, что "обе команды 90 минут пешком отходили", то стоит ли видеозапись этой игры искать? В розыгрыше Лиги чемпионов понравился "Локомотив". Визуальное впечатление от игры железнодорожников осталось куда более яркое, чем от всех комментариев в российской прессе. Если в стране появятся еще такие же сильные и интересные клубы, об уровне футбола в России можно будет говорить как о достойном по европейским меркам.