ЗВАНИЯ ТЕШАТ ТЩЕСЛАВИЕ

Светлана СВЕТЛИЧНАЯ, заслуженная артистка России:
- Это звание я получила лет 30 назад.

Светлана СВЕТЛИЧНАЯ, заслуженная артистка России:
- Это звание я получила лет 30 назад. Конечно, тогда я буквально прыгала от счастья, от осознания того, что мой труд оценен государством. Но более всех радовалась моя мама: для нее это было очень важно. Я же порой шутила, что звание нужно для "объявлений": перед моим выступлением конферансье, представляя меня, с выражением, чеканя каждую буковку, объявлял: "Заслуженная артистка России Светлана Светличная".
Прошли годы, и я поняла, что не звания важны: сколько поистине талантливых людей были обделены наградами! Важнее всего любовь зрителей, их память обо мне, моих работах - моя необходимость им. Я далека от тщеславной суеты, от подковерных интриг, злословия, кому и за что что-то дали. Сама никогда и никого ни о чем не попрошу: не люблю прогибаться, да и неинтересно...
Андрей ГЕРАСИМОВ, заслуженный деятель культуры, кинорежиссер:
- Иерархия существует при любой власти, которая благодетельствовала, приближая к себе "своих". В былые времена считалось, что если ты обделен таким вниманием, то "что-то тут не так": уж не диссидент ли ты, не связан ли с заграницей? Словом, присуждение всех этих званий было своеобразным способом манипуляции творческой интеллигенцией. Да, многие мечтали о званиях, рвались к ним. Получать их было приятно, хотя осознавали, что все это - как побрякушка для дикарей. Нужны ли они сегодня? На пятом съезде кинематографистов об этом спорили, предлагали отменить присуждение званий, но не получилось. Значит, так тому и быть, кому-то они нужны... Кстати, в моей визитке значится, что я - заслуженный деятель культуры. Когда нарушаю правила дорожного движения, первым делом сотрудникам ГИБДД предоставляю именно визитку: слово "заслуженный" каким-то образом давит на них, и мне козыряют...
Дмитрий ХАРАТЬЯН, заслуженный артист России:
- Получи я это звание хотя бы в начале 90-х, оно пришлось бы впору, а сейчас - от этого ни холодно, ни горячо. Хотя понимаю, что звание - это признание таланта, дарования, признание твоей значимости в масштабах государства. Но в то же время - это формальный ярлык, который мне ничего не дает. Уж во всяком случае в материальном выражении.
Нина ДОРДА, певица, заслуженная артистка России:
- Если положить медаль или монету на стол, окажется, что реверс и аверс соединены едва заметным ободком - гуртом. Так и проблема "заслуженных", "народных". Все "за" и "против" тут связаны настолько крепко, что невозможно однозначно ответить. Одному звания, регалии, продвижения по служебной лестнице так нужны, что он ни перед чем не остановится: пройдет все "испытания", в том числе и постелью. В мое время некоторые молодые артистки чаще всего так и поступали. Конечно, внимание государства давало определенные привилегии, а сейчас-то что? Звания мастерства не прибавляют, но, слава Богу, и не убавляют. Поэтому, когда я получила это звание, уже давно покинув эстраду, особых эмоций не было. Как воспитанный человек я приняла запоздалую награду, не делая политических демаршей, которых не чужды сегодня некоторые молодые артисты. Но это вопрос их морали, тех или иных убеждений. Для меня сейчас звания, не подкрепленные материально, не что иное, как постсоветский атавизм.
Николай БАСКОВ, заслуженный артист России, народный артист Украины, народный артист Чеченской республики:
- Присвоение званий - это признание твоих заслуг, прежде всего перед народом. И если кто-то из артистов говорит, что "он выше всех этих наград и в них не нуждается", не верю в подобные слова. Они очень людям творческим необходимы, хотя, когда я выхожу на сцену, предпочитаю быть просто Николаем Басковым. И не стоит искусство отождествлять с политической конъюнктурой. Политики уходят, а искусство остается. Я горжусь полученными званиями, но никогда не ставил это целью жизни.