10 декабря 2016г.

О ТОМ, ЧЕГО МЫ НЕ ЗНАЕМ

Лескова Наталья
Опубликовано 01:01 08 Сентября 2005г.
К своему 125-летию знаменитый научно-популярный журнал "Сайенс" опубликовал список 125 величайших загадок, которые стоят перед современной наукой.

Авторы публикации, редакторы Дональд Кеннеди и Колин Норман, первой в списке включили тайну, волновавшую человечество с древнейших времен: строение Вселенной и материи. Второй по значимости вопрос, не менее древний: природа сознания. Как мыслительная деятельность связана с биологическими процессами, насколько они ее обуславливают? Остальные пункты касаются насущных задач, стоящих перед человечеством: лечение болезней, продление жизни, проблемы экологии и демографии...
В предисловии составители рейтинга напоминают, что великие загадки всегда были лучшим стимулом для новых открытий. По мнению известного научного обозревателя Тома Зигфрида, "крупнейшие прорывы в науке совершаются на границе между знанием и незнанием - там, где ставятся самые важные вопросы".
Мы попросили прокомментировать список "проклятых вопросов современной науки" известного российского ученого, доктора физико-математических наук, профессора МГУ, академика РАЕН Л.В. Лескова.
- Действительно, строение материи и Вселенной - тайна, волновавшая человечество с древнейших времен. Я бы добавил к этому еще и происхождение Вселенной. Что мы знаем об этом сегодня? Известны космологические теории, согласно которым Вселенная произошла 13-15 миллиардов лет назад в результате, как говорят астрономы, фазового перехода вакуума. Что это был за вакуум, что за переход - ответов по сей день нет.
- Но теперь-то мы знаем о Вселенной многое...
- Однако гораздо больше мы не знаем. Существуют пространство и время, законы, которым подчиняется развитие Вселенной, - такие как закон сохранения энергии, второе начало термодинамики и так далее. Существует материя, состоящая из элементарных частиц. Этих частиц открыто несколько сотен, а не открыто еще больше. Они взаимодействуют между собой сложным образом, подчиняясь строгим законам закономерностям. Но тут возникает еще один "наивный" вопрос: а где все эти были, когда ничего не было? Это еще одна тайна.
Как правильно рассуждают редакторы журнала, одна из самых интересных загадок современной науки - это так называемые темная материя и темная энергия.
Данные последних лет, полученные с помощью самых современных земных и орбитальных телескопов, говорят о том, что приблизительно 75 процентов энергии, которой располагает Вселенная, приходится на космический вакуум. А 20 процентов - это темная, или скрытая, материя. Что это такое? Астрономы наблюдают поведение галактик. Зная современные физические законы, можно рассчитать, как они вращаются. И вот, сопоставив полученные теоретические результаты с тем, как движутся звезды на самом деле, ученые обнаружили, что для совпадения теории с практикой вращающиеся массы должны быть в несколько раз больше. Это означает, что в галактиках присутствует нечто, о чем мы не догадывались: какая-то огромная скрытая материя. Она не светится, поэтому мы ее не видим. Ее и назвали темной энергией. Благодаря этой энергии звезды на самом деле вращаются значительно быстрее, чем можно рассчитать теоретически. Но что это за энергия, что за материя в ней сокрыта, из чего она состоит? Ответа пока нет.
- Получается, на материю, которую мы воспринимаем своими органами чувств, приходится лишь пять процентов сущего?
- Именно так. Вещество, из которого состоят наша Земля, Солнце, другие планеты, оказывается, занимает ничтожную долю того, что есть на самом деле. Журнал утверждает, что сегодня самые сложные вопросы связаны с самыми большими и самыми малыми объектами. Самые большие - это Вселенная, галактики, а самые малые - это элементарные частицы. Их очень много - несколько сотен, а взаимодействий между ними всего четыре - гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые (ядерные). У ученых есть желание свести их все к одному типу взаимодействий и создать таким образом некую Последнюю теорию Всего. Но этого еще не сделано.
- В статье утверждается, что ученые убили мечту о машине времени.
- Не убили! Есть очень интересные работы на эту тему. Одну из них не так давно опубликовал академик РАН Игорь Новиков, теперешний директор обсерватории Ураниборг в Дании, основанной знаменитым астрономом Тихо Браге. Интересна и работа американского физика Алана Торна. Российский исследователь Николай Кардашев недавно издал любопытную книгу о проектах путешествий во времени...
- Если первая группа вопросов связана с материей, то вторая - с природой сознания. Получается, эти две группы между собой не связаны?
- Еще античные философы считали, что Вселенная едина и все в ней происходящее должно объясняться какими-то общими законами. Начиная со времен Декарта произошло разделение. Он предположил, что вся реальность, которую мы можем наблюдать, разделяется на две части: во-первых, это мир вещей, или неодушевленной материи, который подчиняется законам геометрии, а изучает его физика. Мир сознания, по Декарту, нематериален, и его должна изучать теология.
С тех пор прошло несколько сотен лет. Ученые пытаются исследовать, что же такое сознание, какова его природа. Но вернуться к первоначальной философской точке зрения античных ученых о том, что у мира материального и мира сознания одна, общая основа, пока не удается. Хотя, мне думается, это было бы верно. Еще Аристотель говорил: "Мы не знаем, как душа прикрепляется к телу". Действительно, как? Мы привыкли думать, что сознание есть некая функция атомно-молекулярных структур мозга. Но есть и другая точка зрения. Вот нобелевский лауреат, крупный американский нейропсихолог Джон Экклз утверждает, что на самом деле сознание нельзя свести к уже известным структурам. Уже придумано множество гипотез, в том числе и совершенно фантастических, пытающихся объяснить эту загадку, но ни одной четкой и действительно научной теории пока не существует.
Близкую с Экклзом точку зрения развивает выдающийся российский нейрофизиолог академик Наталья Петровна Бехтерева. Задавшись вопросом, как мозг читает и хранит информацию, она говорит о неких загадочных протоструктурах реальности, называя их зазеркальем. По ее мнению, "проникнуть в истинную природу сознания означает отойти от представлений о том, что оно связано исключительно с атомно-молекулярными структурами мозга. Есть зазеркалье - нечто более глубокое и таинственное". Однако, по ее мнению, заглядывать туда опасно: тебя могут обвинить в шарлатанстве. Тем не менее ученый должен идти на такой риск. Все это тесно связано и с познанием Вселенной. Сегодня наука стоит перед необходимостью более глубокого уровня понимания того, что происходит с нашей Вселенной, каким образом она произошла и какое место в ней занимаем мы.
- В списке присутствует уже ставший риторическим вопрос: существуют ли братья по разуму?
- Очень трудно себе представить, что мы одиноки во Вселенной. В нашей галактике десять в одиннадцатой степени звезд, а галактик во Вселенной примерно столько же. Уже открыто более 150 планет. Все они очень большие - примерно такие, как Юпитер. Но если существуют большие планеты, то почему не должно быть планет земного типа? Наверняка есть, а значит, на них могла развиться жизнь, аналогичная нашей.
Почему же тогда братья по разуму до сих пор нас не обнаружили? Дело в том, что мы ищем контакт весьма неудачным способом - используя радиоастрономию. Это передача сигналов со скоростью света - сто и более световых лет. То есть если послать сигнал на такую планету, ответ может прийти через 500 или тысячу лет. Что может дать диалог с такими временными интервалами? Должны существовать другие, еще не известные способы общения между разумными космическими цивилизациями. Просто наша технология пока не позволяет этого делать.
Еще один вопрос - готовы ли мы к такому общению. На эту тему существует огромное количество научно-популярной и философской литературы. Ведь форма жизни, с которой нам, возможно, предстоит столкнуться, совсем не обязательно будет адекватна нашим представлениям о разумном поведении. Нет никаких гарантий того, что "зеленые человечки" будут демонстрировать дружественные намерения и, самое главное, что мы поймем их образ мысли. Польский ученый и фантаст Станислав Лем, в своем романе "Солярис" мудро заметил: "Люди, как вы можете понять Океан, если не способны понять друг друга?"
- Один из вопросов в списке посвящен энергетике будущего. Чем человечество заменит нефть, которая вот-вот кончится?
- На этот счет есть несколько рациональных предложений. Во-первых, это путь термоядерных реакций. Но что такое термоядерный реактор? 80 процентов его энергии - это поток нейтронов, которые надо суметь охладить, потом преобразовать полученное тепло в электричество... КПД такого реактора весьма невелик. Кроме того, он не годится ни для отопления, ни для транспорта. Иначе говоря, если такой реактор и создадут, то его применение будет очень узким.
Во-вторых, это солнечная энергетика. Но пока эффективных и достаточно дешевых солнечных батарей не существует. Третье - водородная энергетика, очень перспективное направление. Водород - экологически чистый источник топлива: его можно получать из воды и итогом горения тоже является вода. Но, увы, пока КПД таких преобразователей тоже невысок, а по стоимости они уступают бензиновым двигателям. Однако в этом направлении ведутся активные работы во всех странах мира, в том числе и в России.
- И более глобальный вопрос: что случится, когда иссякнут земные ресурсы?
- Нельзя допустить, чтобы такой момент застал человечество врасплох. Ответ на все прикладные вопросы такого рода только один: надо финансировать фундаментальную науку, которая позволяет делать принципиально новые открытия, пролагающие путь к новым технологиям. Опираясь на те небольшие возможности, которыми располагает планета Земля, эти технологии позволят содержать человечество достаточно хорошо и долго. Нам, скорее всего, не грозит гибель без пищи, воды и света, если ученые и правители будут действовать разумно и сообща. Если же этого не произойдет, сценарий развития жизни на Голубой планете может оказаться коротким и печальным.