СМЕЯСЬ И ПЛАЧА

Так уж совпало, что вторая половина минувшей недели прошла на телеэкранах под знаком двух дат - трагической и праздничной. Сначала - годовщина теракта в Беслане. Со слезами, надрывающими сердце репортажами и траурными обрядами. И прямо вслед за ней - День города в столице с "разгоном облаков", народными гуляньями, концертами на открытых площадках и лазерным шоу на Воробьевых горах.

В таком соседстве радости и горя нет ничего необычного. Они всегда идут рядом. И люди в большинстве своем давно уж научились тактично сочетать одно с другим. Иное дело - телеэкран. Тут ведь многое зависит не только от конкретных авторов каких-то специальных программ или сюжетов в выпусках новостей, но и от программного контекста, в котором их работы существуют. Иными словами, от соседних по времени показа передач. А, значит, от принципиальной (а порой, к сожалению, и беспринципной) позиции руководителей каналов, определяющих их программное насыщение.
Зрители, наверное, заметили, как осторожно подходили телеканалы к теме годовщины трагедии. Они словно не знали, как следует правильно и в каком объеме вещания реагировать на нее. Ярчайшим свидетельством тому - опубликованная загодя программа передач на неделю. Нетрудно обнаружить, что в самый последний момент часть фильмов и развлекательных шоу в пятницу-субботу на некоторых каналах была заменена программами, посвященными Беслану. Вопрос: что, их руководители не знали, что грядет эта дата, и потому не предусмотрели ее при составлении телепрограмм? Маловероятно. Или телевизионщики попросту не успевали подготовить достойные эфира спецпроекты и потому не рискнули заявлять их заранее? И лишь потом, наспех доделав, показали их? Но и это, судя по тем программам, что вышли в эфир на замену, не так. Скорее всего, телевизионное начальство ждало некой "отмашки" сверху. И, судя по всему, она последовала после встречи президента с делегацией из Северной Осетии. Не случайно же сразу после завершения этого непростого, почти трехчасового диалога сюжеты о поиске российских студентов в США и шестидесятилетии окончания второй мировой войны, превалирующие в новостных выпусках практически всех каналов в четверг и в первую половину пятницы, тут же отошли на второй план, уступив место бесланской теме.
Первым, пожертвовав эффектным шоу "Магия Дэвида Копперфилда. Огненный смерч", в пятницу вечером выступил с документальным фильмом "Последний звонок Беслана" канал Ren TV. В ленте использовано множество любительских съемок, сделанных жителями города (благо сегодня у многих имеются видеокамеры). С праздника последнего школьного звонка, прозвучавшего еще в конце мая, за три месяца до трагедии, начинают свой рассказ авторы. А затем они приводят множество документальных материалов, в том числе и другие любительские кадры, сделанные в школе террористами. Те не отказывали себе в удовольствии попозировать перед камерой. Кадры эти они сопроводили циничным названием "Время веселья". Веселье оказалось таким бурным, что, по признанию одного из заложников, "если где-то есть ад, то он - рай по сравнению с тем, что я видел в этой школе".
В субботу бесланская тема нашла продолжение в разных жанрах. Главное место в "Улице твоей судьбы"- цикловом студийном ток-шоу (ТВЦ), посвященном рассказу о драматических судьбах, было отдано Леночке Вазаговой, проведшей после тех трех дней почти год в московских больницах. Девочка держалась в студии молодцом, чего не скажешь о ведущих и в особенности о спонсорах из влиятельной политической партии, которые назойливо позировали перед камерами, не раз напоминая о себе еще и в рекламных перебивках, а также в заглавных и финальных титрах.
"Черное сентября" Вадима Такменева вышло в цикле "Профессия - репортер" на канале НТВ. Отдельные яркие штрихи в рассказе журналиста не всегда складывались в цельную картину. Самое яркое впечатление произвел, пожалуй, репортаж из дома родителей Кулаева, единственного выжившего террориста, над которым сейчас идет суд.
Но, пожалуй, лучшим произведением этих дней стал британский фильм "Беслан", показанный на НТВ в тот же вечер вместо объявленного ранее американского боевика. Тут строгое следование фактам, тщательность приведенных свидетельств заложников соединялись с ярким образным ходом, придающим увиденному на экране пронзительное звучание. Звучание - в буквальном смысле слова: в начале и в конце ленты осетинский школьник наигрывает на баяне мелодию песни "Полюшко-поле", в которой слышится тоскливый, трагический напев...
А вот на двух самых крупных наших телеканалах были совсем другие напевы - веселые, залихватские. Вынужденные в субботу держать траурную паузу, назавтра они бросились восполнять упущенное. И тут пошли разные "веселые картинки", "смехопанорамы", фестивали юмора, концерты, приуроченные к профессиональным праздникам, и репортажи с празднования Дня города. А как же, у нас ведь новый сезон!