ТАК МНОГО РАЗГНЕВАННЫХ МУЖЧИН...

В этот раз на фестивале поменяли декорацию: вместо целой оравы "Золотых львов", охранявших

В этот раз на фестивале поменяли декорацию: вместо целой оравы "Золотых львов", охранявших фестивальный дворец, осталась только парочка, а остальные "разбежались по округе": одного можно было увидеть в районе площади Сан-Марко. Перед дворцом выросла стена, в ней огромный пролом и шар, которым ломают старые дома - архитектурная цитата из фильма Федерико Феллини "Репетиция оркестра". Уже одобрен проект нового фестивального здания, однако его возведение - дело долгое, и пока просмотры проходят в устаревшем дворце и нескольких летних кинотеатрах, напоминающих большие ангары.
В связи с юбилеем в Венеции наблюдается настоящий звездопад кинознаменитостей: фактически сюда съехался весь Голливуд. Звезды расписаны по самым шикарным отелям, и эту информацию "слили" в фестивальный журнал: первым в знаменитом "Эксцельсиоре" значится Никита Михалков, а за ним Хит Леджер, Такеши Китано, Фанни Ардан и Изабель Юппер. Вуди Ален со Скарлетт Йоханссон приютились в Палаццо Гритти, Шарлиз Терон и Сьюзен Сарандон заняли сьюиты в отеле "Бауэр".
Показана основная часть конкурсной программы, которая тоже пестрит большими именами, а внутри нее определился лидер, причем очень неожиданный. Это фильм выходца из Туниса Абдулатифа Кешиша "Кускус с рыбой" о непростой жизни арабской общины во Франции, которая борется за свое место под солнцем. В конкурсе есть еще несколько откровенных социальных фильмов, включая работу британского классика Кена Лоуча "Это свободный мир...". Есть и две картины, связанные темой Ирака, - "Отредактировано" Брайана де Пальмы и "В долине Элах" оскароносца Пола Хаггиса. Де Пальма снял свое кино об ужасах войны (в центре - история изнасилования американскими солдатами 14-летней девочки) в манере "под документ". Хаггис же привлек знаменитых актеров, среди них - неподражаемого Томми Ли Джонса в роли ветерана вьетнамской войны, который убеждается в том, что история повторяется.
Характерная особенность венецианского конкурса - большое количество сильных мужских ролей. Брэд Питт сыграл бандита, а Кейси Аффлек - его закомплексованного убийцу в фильме "Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом" Эндрю Доменика. Майкл Кейн с Джудом Лоу провели блестящий психологический поединок в картине Кеннета Бранна "Сыщик". Джордж Клуни героически поборолся с коррумпированной юридической системой в фильме Тони Гилроя "Майкл Клейтон".
>Женщинам в этом брутальном мужском мире почти не остается места; возможно, так сказывается разлитая в воздухе тревога перед локальными войнами и глобальным терроризмом.
А вот несколько иная категория фильмов. Мартин Фриман вжился в образ Рембрандта в новой ленте Питера Гринуэя "Ночной дозор" - истории создания классического полотна. Есть еще несколько фильмов в жанре биографического романа о писателях, художниках, музыкантах и причудах их творческой фантазии. Кира Найтли, Ромола Гараи и Ванесса Редгрейв сыграли в фильме "Искупление" режиссера Джо Райта - растянутой на десятилетия истории жизни писательницы и ее персонажей, судьбу которых она жестоко поломала еще в юности. Блестящую режиссуру продемонстрировал Тодд Хейнс в картине "Меня там нет" о поп-идоле Бобе Дилане. Его разные ипостаси играют среди прочих Ричард Гир, Хит Леджер и... замечательная актриса Кейт Бланшетт. Тоже характерная черта венецианского конкурса: женских ролей в мужском мире явно не хватает.
Стало уже традицией, что в последние годы в Венеции широко и разнообразно представляют российское кино, а в 2003 году фильму Андрея Звягинцева "Возвращение" был присужден "Золотой лев". Никита Михалков, победивший здесь еще раньше, в 1991 году с картиной "Урга", вернулся с конкурсным фильмом "12": его официальная премьера прошла вчера поздно вечером, так что реакцию и прессы, и публики, и жюри мы узнаем сегодня. Это свободный римейк американской классической ленты "Двенадцать разгневанных мужчин" Cидни Люмета, только здесь присяжные должны решить судьбу не пуэрториканского, а чеченского подростка, обвиняемого в убийстве своего приемного отца - офицера федеральных войск.
Другие российские фильмы уже показаны. В программе "Неделя критики" состоялась премьера картины "Отрыв": это режиссерский дебют известного сценариста Александра Миндадзе. "Груз 200" Алексея Балабанова открыл параллельную программу "Венецианские дни", и хотя первый показ прошел еще до официального открытия фестиваля, зал был переполнен. И еще одно приятное для россиян событие: Александра Сокурова с формулировкой "За вклад в кино, за внимание к духовным исканиям человека и неустанный поиск вечного" наградили призом имени Робера Брессона. Эта награда присуждается Епископальной ассамблеей Италии совместно с Ватиканом. А почетный "Золотой лев" за карьеру достался знаменитому американскому режиссеру Тиму Бертону.