… А спам течет по проводам

С начала года российские абоненты получили 4 млрд спам-звонков. Это вдвое больше, чем годом ранее. Есть ли шанс защититься от спамеров?

— Здравствуйте, каждый гражданин имеет право на бесплатную юридическую помощь...

— Предлагаем купить квартиру по смешной цене...

— Пройдите комплекс процедур по проверке женского здоровья...

Кто из нас, абонентов сотовой связи, не получает по несколько подобных заманчивых предложений в день? Активность спамеров растет не по дням, а по часам. Больше других от назойливой телефонной рекламы страдают жители обеих столиц, но и региональным центрам достается: Краснодар, Уфа, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Самара жалуются на незваных гостей в трубке.

Откуда эта напасть? Ларчик просто открывается. Базы данных, в том числе телефонных номеров, стоят нынче недорого, а технологии сделали автоматические обзвоны простыми и доступными. Ими в основном занимаются нелегальные кол-центры. Да, спам-звонки — прямое нарушение закона о рекламе, за это грозит солидный штраф. Но, видимо, ловить нарушителей за руку — дело хлопотное и неблагодарное.

Чаще всего нам звонят в попытке навязать финансовые, юридические, страховые, медицинские, косметологические, банковские услуги, а также услуги связи. Последние настойчиво предлагают сами операторы. Отдельный вид надоедливых звонков — социологические опросы (под личиной социологов часто действуют и мошенники, собирающие персональные данные).

Не будем преувеличивать эффективность назойливой рекламы, она соответствует ее стоимости, то есть невысока. Большинство абонентов сразу бросают трубку. Но тут дело не в качестве, а в количестве. И в итоге общее число нежелательных телефонных звонков к концу года перевалит за 8 млрд.

Как этому натиску противостоять? Специалисты предлагают пользоваться платными антиспам-системами мобильных операторов и их бесплатными аналогами (правда, их эффективность не очень высока из-за небольшого размера баз).

А еще постарайтесь не разглашать персональную информацию. Как это возможно, если везде и всюду нас просят указывать номер мобильного телефона? Желательно иметь две симки — одну для личного и делового общения, вторую — для информационного мусора. Да, это лишние расходы, но они немногим больше абонентской платы за разного рода спам-защитников.