А им летать охота,

или кто крышует бизнес на крышах?

Экстремальная экскурсия по подземельям Москвы унесла жизни восьми человек, из которых двое были петербуржцами. Но и город на Неве по части экстремальных развлечений столице не уступает. У нас свой конек — романтика крыш. Однако если из московского коллектора все же есть шанс вынырнуть живым, то падая с питерской крыши — никаких.

Понимают ли всю опасность таких развлечений, отдают ли себе в этом отчет все те люди, которые даже зимой готовы пройтись по крышам «с видом на Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Казанский собор, Спас на Крови, Троицкий собор, на Петропавловскую крепость и купол Зингера. Безопасный и красивый маршрут» (цитирую одно из многочисленных рекламных объявлений)? И догадываются ли любители экстрима о том, что такие прогулки еще и незаконны? В отличие от легальных площадок — а их уже достаточно в Северной столице, где выдают туристам каски, есть перила, обеспечена ровная нескользкая поверхность. А ведь за жизни любителей прогулок, требующих навыков промышленного альпиниста, никто ответственности не несет.

Но народ продолжает тупо вестись на рекламные призывы: «Высокий дом на Чернышевской с башней и панорамой 360 градусов на центр Петербурга и лучшие достопримечательности. Вы будете выше всего вокруг. Шикарная локация для тех, кто хочет остаться наедине и насладиться видами Питера с высоты! Экскурсия включает в себя посещение целой системы крыш из нескольких домов, которые соединены между собой. Мы прогуляемся по маршруту, не спускаясь вниз. Гид расскажет о городе, а вы сможете сделать красивые фото с высоты. Крыши — это приключение!»

Да, приключение, и еще какое. В домах, по крышам которых грохочут экскурсанты, жильцы в буквальном смысле держат оборону. Любители прогулок по чужим кровлям их атакуют год за годом. На протесты квартиросъемщиков организаторы экскурсий не реагируют, а порой вступают с ними в рукопашную. «Экскурсоводам» есть что терять! Бизнес прибыльный: средний чек на такую прогулку — 2 тысячи рублей с носа, а желающих много, каждый день, каждый час, в любую погоду.

Ларисе Михайловой, проживающей в доме 20 по улице Рылеева, организаторы нелегального бизнеса закрутили шурупами дверь в квартиру, чтобы она не могла выйти на лестницу, да еще залили в дверь какую-то ядовитую жидкость, так что всем в квартире сильно поплохело. Несколько раз жителей дома избивали люди в масках, машинам во дворе прокалывали шины, перекупали частную охрану, которую нанимали жильцы. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. Лишь когда собственникам квартир удалось поменять управляющую компанию, которая обеспечила фасад дома видеокамерами, установила электронные замки на все двери и сигнализацию, любители набегов на чужие крыши поутихли. Городские власти все это время стояли в сторонке и наблюдали, чья возьмет.

«Если бы эти действия пресекались на корню, таких масштабов прогулки по крышам у нас в городе не приобрели бы. Но есть подозрение, что многие УК, конечно, в доле», — считает президент Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья Гульнара Борисова.

Пару лет назад двое молодых людей упали с кровли дома Довлатова на улице Рубинштейна и, конечно, разбились насмерть. Сколько народу пострадало при падении с крыш разных заброшенных зданий, никто не считал. Да что крыши! Вон в Красном Селе во время частного военно-спортивного праздника погиб 38-летний мужчина. По нему проехал бронетранспортер, на котором катались отдыхающие...

Тем временем в Законодательном собрании неспешно обсуждают проект закона об этом бизнесе. Отрегулировать удалось пока только работу официальных гидов-переводчиков. Но их работа и без того опасности ни для кого не представляет. Гиды регулярно проходят аттестацию и получают лицензии. А количество криминальных прогулок по крышам растет. Пройдите по Невскому, посмотрите, сколько промоутеров этих экстремальных развлечений торгуют там своим нелегальным товаром. Не протолкнуться! Предлагают услуги и в интернете. Но власти их в упор не видят. Почему? Разделяю подозрения Гульнары Борисовой.

С нетерпением ждали петербуржцы и ограничений в движении опасных пришельцев последних лет — электрических самокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). Различные сообщества четко заявляли жесткую позицию о необходимости введения полного запрета на использование электросамокатов в городе, публиковали манифесты. Исполняющий обязанности руководителя Главного следственного комитета по Петербургу Олег Бобков попросил председателя Заксобрания Александра Бельского выступить с законодательной инициативой о запрете передвижения на электросамокатах в Петербурге везде, кроме специально отведенных мест.

«К таким местам могут быть отнесены как специально оборудованные площадки, парки, отдельные территории, например, частные поселки, так и велодорожки», — считает Олег Бобков. У него в производстве сейчас 11 уголовных дел по происшествиям с электросамокатами. В Петербурге насчитывается 37 тысяч арендных самокатов. Более 2 млн предупреждений сделали пользователям-нарушителям операторы кикшеринга и более 7 тысяч аккаунтов за грубые нарушения заблокировали. Но это не решает проблему. Травматизм из-за электросамокатов растет год от года.

Предложение следователей запретить электросамокаты везде, кроме специально отведенных мест, поддержали и депутаты. Очень живо петербуржцы откликнулись и на референдум в Париже, где, как известно, горожане добились полного запрета этого опасного транспорта.

— Нет, как в Париже, у нас не будет, — заявил председатель Заксобрания Петербурга Александр Бельский. — На мой взгляд, это слишком радикальная мера. Мы видим, насколько СИМ востребованы, поэтому задача властей здесь — не отнимать, а повысить комфорт и безопасность. Постараться сделать так, чтоб удобно было всем.

Востребованы? Вон оно что! Это аргумент, по мнению Бельского. А что же тогда не открыть, допустим, казино в Мариинском дворце? Или публичный дом? Это знаете как будет востребовано — вы удивитесь, Александр Николаевич.

— Пролетели, как фанера над Парижем, в вопросе запрета электросамокатов! — резюмировали петербуржцы, которые так его ждали.

По результатам опроса SuperJob, каждый второй житель Северной столицы считает, что необходимо ввести законодательные ограничения для их вождения. Что такое эти жалкие подачки в виде соглашений сервисов аренды самокатов со Смольным? Фикция, поскольку никакой ответственности за несоблюдение ограничений не предусмотрено. Зато теперь благодаря петербургским чиновникам на Адмиралтейской и Дворцовой набережных установят дорожные знаки, запрещающие использование электросамокатов. Нарушителей ждет штраф аж в 500 рублей. А пока, граждане, «получите заряд адреналина», как призывает реклама нелегальных прогулок по крышам.

Вместо послесловия

И анекдот напоследок: поднимаются друзья в гору, один срывается и падает вниз. Другой кричит ему: «Вася, ты жив?» — «Жив!» — «Так поднимайся!» — «Не могу, я еще лечу!»