СОЛДАТЫ НЕУДАЧИ

Никто и не ожидал, что начавшийся в сентябре эксперимент по переводу на контрактную основу первого соединения Российской армии - дислоцированной в Пскове 76-й воздушно-десантной дивизии - пройдет без сучка и задоринки. Но вряд ли кто предполагал, что с самого начала грянет скандал. Длительная работа в Пскове только началась, а многие политики уже требуют отставки начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Анатолия Квашнина, который, по словам лидера СПС Бориса Немцова, "делает все возможное, чтобы дискредитировать реформу и в конечном счете сорвать ее". А тут еще подоспело известие, что из 187 первых добровольцев, уже поступивших было на службу в дивизию, 40 тут же запросились по домам и перестали выходить на службу. Так что же, эксперимент провалился, едва начавшись?

Особый гнев критиков вызывает смета расходов на перевод дивизии на контрактную основу. Казенная бухгалтерия - вещь скучная, но все же попробуем в ней разобраться. Всего на эксперимент, который продлится до мая 2003 года, правительство намеревалось выделить 2,673 миллиарда рублей. Однако уже в проекте бюджета на следующий год эта сумма оказалась урезанной на 506 миллионов рублей. Суммы эти, кстати, родились вовсе не в недрах оборонного ведомства, их сосчитали в Санкт-Петербургском институте информатики и автоматики Российской академии наук, а потом одобрили в Минфине и в Минэкономразвития.
Чем же решено было заманивать крепких и неглупых молодых мужиков в псковскую дивизию, которой после укомплектования, как планируется, следует показать миру, как надо по-настоящему воевать в той же Чечне? Организаторы эксперимента на жалованье для будущих профи расщедрились не шибко: 2 800 рублей на рядового. При этом поставили задачу - к 1 декабря для начала полностью укомплектовать контрактниками 104-й парашютно-десантный полк. В Генштабе с самого начала иллюзий не строили: на такое жалованье удастся набрать разве только окрестных бомжей, которые соберутся перезимовать в теплых стенах, а по весне рванут из дивизии, куда глаза глядят. Но военных политики урезонивали скромными финансовыми возможностями государства.
Когда стало понятно, что за такие деньги действительно народ в полк валом не валит, министр обороны Сергей Иванов принял решение из средств собственного ведомства доплачивать каждому добровольцу еще по 1 200 рубликов. Помогло мало. К концу прошлой недели для службы удалось отобрать всего 452 человека. Да и то лишь потому, что не жалованье сделали в Пскове главной приманкой. Самым привлекательным пунктом контракта многим добровольцам представлялось обязательство государства обеспечить их жильем. Причем планировалось рядовых и сержантов контрактной службы селить в типовых городских квартирах. Семейных - отдельно, холостяков - по два человека в каждой комнате. И не в собственных, а в служебных. Прослужишь в контрактниках 10 лет - получишь право на государственный жилищный сертификат и купишь собственную крышу над головой.
Получилось, исходя из численности дивизии, десантникам требуется дополнительно построить еще 1 500 квартир. Стало быть, и потратить на это придется львиную долю суммы, выделенной на эксперимент, - 2,1 миллиарда рублей. Тут-то и разразился скандал. Нагрянувший в дивизию депутат Госдумы Борис Немцов обвинил генералов в стремлении прямо-таки купать своих подчиненных в непозволительной роскоши. Какие служебные квартиры? Во всех развитых странах, негодовал Немцов, профи безропотно живут в казармах. Да ежели таким образом всю армию переводить на контракт, потребуется не менее 300-400 миллиардов рублей только на жилье. Взять их негде, выходит, генералы саботируют идею перехода к контрактной армии?
Да, соглашаются в Генштабе, на контрактную армию потребуются большие деньги. В том числе и на жилье. Если тридцатилетних мужиков селить на двухъярусных койках в казармах по 100 человек - те разбегутся тотчас. Поэтому мы и предлагаем растянуть этот процесс и его финансирование лет на десять. Только политики, у которых избирательная кампания на носу, хотели бы всего и сразу.
Самыми чуткими слушателями в этом споре, как и следовало ожидать, оказались сами контрактники. "Снова обманут",- решили они и засобирались по домам. Так и появились те самые 40 рапортов о разрыве контракта. Только даже если к намеченному сроку дивизию на профессиональную основу перевести не успеют - означает ли это, что эксперимент в Пскове провален? Вовсе нет. Становится понятным, что простаков в России намного меньше, чем принято считать в чиновных московских и санкт-петербургских кабинетах. Что самооценка и чувство собственного достоинства большинства молодых россиян намного выше тех условий, что государство готово предложить им в 76-й дивизии.