04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОДБИРАЙТЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОБОЧИНАХ

Павленко Владислав
Опубликовано 01:01 08 Октября 2002г.
Когда российский министр образования излагает концепцию модернизации своей отрасли, у него все получается ладно. Утверждает, например, что малокомплектные школы в селах закрываются, но дети не пострадают. Их будут возить в крупную ближайшую школу - согласно федеральной программе "Школьный автобус". Программа, несомненно, в министерских бумагах есть. Только до курской глубинки автобус не доходит.

Он застрял уже на уровне областного комитета народного образования, где мне бодро отрапортовали: "Подвоз сельских ребят в школы организуют главы администраций и хозяйств. Пока жалоб нет. Значит, все в порядке". Про специальный автобус - ни слова. Зато, оказывается, "действует специальное постановление правительства области о бесплатном проезде сельских школьников в рейсовых(!) автобусах".
А чиновники районного уровня - просто в восторге от "постоянного внимания к этому вопросу глав районов, обязавших автоколонны подбирать школьников на обочинах шоссе". Приехали!.. На деле все куда печальнее. Правда тут лишь в том, что и впрямь никто не жалуется. По крайней мере в Фатежском районе, где я побывал.
Учителя Рождественской школы в Верхнем Хотемле говорят: "Народ у нас неизбалованный. Где пешком, где на автобусе - доберутся. Слава Богу, у некоторых сейчас лошадки появились. Вот Юру Семенова к нам дедушка возит на лошади".
Там, где расчет на колесный транспорт, - другие неудобства. "Уроки начинаются в 9 утра, - рассказывает директор Ирина Ивановна Чаплыгина, - а рейсовый автобус, например, в село Умские Дворы заезжает по расписанию в 9.15. Там живут четыре наших ученика. Успевают только ко второму уроку. Мы стараемся первым поставить "труд", но ведь этот предмет - не каждый день". После уроков им ни на минуту нельзя задержаться в школе - надо опять бежать к автобусу.
А есть деревни, которые стоят в стороне от автобусных маршрутов, за оврагами и буераками. Вот Жердево. Оттуда пять младших школьников по 6 - 7 километров идут пешком в Дмитриевскую девятилетку, а столько же детей постарше - в Верхнелюбажскую среднюю школу.
В Фатежском районе маршрутными автобусами могут пользоваться примерно две трети ребят из отдаленных деревень, да и то некоторым надо одолеть до шоссе 2 - 3 километра. Потом стоят на обочине в дождь и холод, ожидая автобус. Он бывает переполнен. А может вообще не прийти: сломался или бензина нет. Тогда поворачивай обратно. По этой причине иногда приходится несколько дней пропускать занятия. Учителя говорят, что ребятишки из дальних сел - самые отстающие в классах.
В областном комитете образования не считают транспортную проблему существенной, потому что "число детей, которых надо подвозить в школу, невелико". Я прикинул: в каждом из 28 сельских районов в среднем от 50 до 200 учеников живут далеко от школы. Значит, для трех тысяч детей - от первоклашек до десятиклассников - дорога к знаниям превращается в испытание. Конечно, кого-то провожают родители. Бывшие колхозы-совхозы, если еще живы, стараются чем-то подсобить: зимой иногда отрядят лошадку с телегой или сани, иногда грузовик. Но это не система - исключение. Никакого организованного подвоза школьников, как обещал министр, нет и в помине. На весь Фатежский район был один школьный микроавтобус, да и тот сплыл: пять лет стоит на приколе. Когда-то, битый-перебитый, он достался как раз школе в Верхнем Хотемле. Учитель труда вместе с колхозным механиком его реставрировали, покрасили в веселенький голубой цвет, но тогдашний глава района отменил скромную субсидию на бензин - на этом праздник и закончился. Теперь эта груда металла ржавеет у дома директора школы-девятилетки. "Надо бы оттащить его на свалку", - вздыхает Ирина Ивановна. Хотя, на мой взгляд, место ему - на высоком постаменте с надписью "Памятник первому и последнему в районе школьному автобусу". И ближе к трассе Москва - Крым, на которой стоит Фатеж. Чтобы по дороге на юг его могли лицезреть авторы "концепции реструктуризации" сельских школ. Это они сочли, что школа в неперспективной деревне - слишком дорогое удовольствие. Потому каждое утро затемно вдоль курских автотрасс выстраиваются щуплые детские фигурки с ранцами. Я однажды остановил машину возле такой маленькой группки, предложил подвезти. Они мотают головами: нет. Теперь я знаю, почему. Учителя предупреждают: на попутки не садиться. Опасно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников