ЗЕМЛЯ ТЕРЯЕТ ОПОРУ

В распоряжении редакции оказалось обращение к президенту России ведущих ученых-аграрников. Авторы призывают власть защитить от разрушения государственную систему землеустройства. Именно такая судьба ей грозит, если чиновники в погоне за грошовой выгодой распродадут Гипроземы - государственные унитарные предприятия. Впрочем, читайте и делайте выводы сами.

Представители аграрной науки крайне обеспокоены ситуацией с выполнением землеустроительных и кадастровых работ в Российской Федерации. Первый этап земельной реформы не принес результатов, на которые рассчитывали. Это произошло потому, что новые земельные отношения пытались строить, руководствуясь не трезвым расчетом и рекомендациями науки, а политической конъюнктурой. В итоге сократились площади сельскохозяйственных угодий, и особенно пашни, падает плодородие почв. Да, в последние два года получены хорошие урожаи зерновых, но это главным образом объясняется благоприятными погодными условиями. Стабильных результатов быть не может, потому что мы не представляем, какая у нас земля, чем ей помочь и как защитить, да часто даже просто не знаем, кому она принадлежит.
Почему так случилось? Когда земля фактически являлась "ничейной" и рыночные отношения отсутствовали, не было нужды и в оценке земли, разграничении прав, надлежащем учете и контроле. С началом реформ "земельный вопрос" оказался предметом особых политических торгов, стремление быстрее поделить землю и внедрить рыночные отношения, к сожалению, не было подкреплено практической работой по обустройству земли - этой "матери всех богатств". Лишь в последние годы приняты Земельный кодекс, Федеральные законы "О государственном земельном кадастре", "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Но это только первые шаги. Требуется еще выполнить огромный объем землеустроительных работ, связанных с развитием различных форм собственности на землю и хозяйствования, появлением огромного числа землепользователей. Напомним, что в России только сельскохозяйственных организаций насчитывается 52 тысячи и еще 262 тысячи крестьянских хозяйств - против 27 тысяч колхозов и совхозов, существовавших в советские времена. Без землеустройства невозможен цивилизованный рынок сельхозугодий - нельзя продать или купить "то, не знаю что". Повышенного внимания также требуют территории Крайнего Севера, где земли очень ранимы и страдают от неразумного хозяйствования.
Казалось бы, все очевидно: надо заниматься землеустройством, причем проводить его в интересах всего общества, для которого земельный вопрос жизненно важен. Не случайно во все времена эта работа оставалась исключительной прерогативой государственной службы. Она была опорой аграрной отрасли, инструментом, посредством которого государство реализовывало свою земельную политику. Такие органы есть и сейчас - это Гипроземы, имеющие статус государственных унитарных предприятий и расположенные практически во всех субъектах Федерации. Но сегодня именно эти подразделения, призванные обеспечить рациональное использование земли, закрепить права собственности, пользования и владения, попадают под чиновничий "секвестр".
По планам Минимущества, в 2003 году Гипроземы намечается либо ликвидировать, либо акционировать или передать в институты другого профиля. Разумного объяснения нет, поскольку основная масса этих предприятий работает рентабельно, они регулярно платят налоги, зарабатывают средства по договорам на конкурсной основе и практически ничего не получают из бюджета на землеустроительные работы. Похоже, "вина" Гипроземов лишь в том, что они являются государственными предприятиями, а сегодня, как известно, взят курс на кардинальное их сокращение. Но для государства недальновидно и слишком опасно лишать себя такого инструмента контроля и проведения земельной политики.
Добавим, что рассчитывать на пополнение федерального бюджета за счет акционирования гипроземов наивно, поскольку их основные фонды - это, как правило, единственное здание да компьютеры. Что у них действительно ценное, так это высокая квалификация специалистов, опыт и накопленная обширная информация по землям всех категорий. Но именно этот капитал, как показывает наш недавний печальный опыт, очень легко потерять.
Сегодня практическим землеустройством пренебрегают и на федеральном, и на местном уровнях, забывая, что земля - не только недвижимость, но прежде всего объект политики, экономики, социологии и экологии. На этом фоне попытки Минимущества взять на себя функции управления землеустройством, в том числе на сельхозугодиях, выглядят абсурдными.
Пора изменить организацию работ по ведению Государственного земельного кадастра. В интересах государства - чтобы землеустройство стало основой земельного кадастра. Надо сначала сформировать земельные участки, установить их границы, выделить эколого-ландшафтные комплексы, наметить меры по защите от водной и ветровой эрозии, потом провести на этой основе оценку каждого участка земли, оформить все это юридически - и только после всего этого заносить полученные сведения в Государственный земельный кадастр. Только такие документы обеспечат защиту прав собственности и рациональное использование земельных угодий.
Проблема, о которой мы говорим, касается всего общества. Следует серьезно и как можно быстрее разобраться со всей системой организации землеустроительных и кадастровых работ, ибо это необходимо для сохранения неоценимого богатства - российских земель. Нам надо досконально знать землю, на которой мы живем и ведем хозяйственную деятельность. Иначе мы никогда не научимся ее эффективно использовать и не сумеем сохранить "матерь всех богатств" для будущих поколений. Земля была и останется основой, стержнем государства.
Учитывая огромные потребности в землеустройстве, сегодня надо не разрушать существующие, хорошо себя зарекомендовавшие структуры в сфере регулирования земельных отношений, а, наоборот, умножать потенциал гипроземов, привлекать к их работе лучших специалистов, внедрять новые технологии.