ИГРА В ПОЧТАЛЬОНА

В Нижнем Новгороде участились случаи "пропажи" извещений, направляемых Пенсионным фондом России гражданам. По некоторым оценкам, до 15 процентов всех извещений по различным причинам не доходят до адресатов.

О пенсионной реформе сказано уже столько, что, если собрать все интервью чиновников и журналистские заметки, получится внушительных размеров том, не уступающий по объему "Войне и миру". Однако ясности как не было, так и нет.
- Дом у нас небольшой - строили после войны - по четыре квартиры на этаже, всего в подъезде 12 квартир, - рассказывает жительница Нижнего Новгорода. - Недавно соседям стали приходить те самые извещения из Пенсионного фонда. Кому-то положили в почтовый ящик, а мне и соседу снизу так ничего и не пришло. Как такое может быть?
На первый взгляд, удивление женщины вполне оправданное. И в самом деле, как такое может быть: в восемь почтовых ящиков бросили, а в два забыли? Может. И только на первый взгляд такая ситуация кажется странной, на самом же деле истории, подобные этой, происходят по всей стране.
Дело в том, что Пенсионный фонд слишком долго определялся, кому поручить рассылку извещений. Казалось бы, есть федеральная почта, но в Пенсионном фонде решили поручить доставку еще нескольким структурам. Главный объем корреспонденции (около 18 миллионов писем) должна доставить Почта России. И здесь особых вопросов не возникает. При ежегодном объеме в миллиард двести миллионов отправлений "переварить" 18 миллионов извещений для почты не представляет никакого труда.
А вот оставшиеся 8 миллионов извещений Пенсионный фонд решил распространять - цитируем главу ПФР Михаила Зурабова - "по непочтовым, альтернативным каналам". На практике это означает следующее: доставка этой части извещений поручена курьерским конторам, негосударственным фирмам доставки, а часть так и вообще простым сотрудникам ПФ на местах. Происходит это так. Дает региональное отделение Пенсионного фонда объявление в местной прессе, мол, все желающие пожалуйте к нам - дадим подзаработать. И дают. Приходит в отделение ПФ школьник, ему говорят: "Раскидаешь по почтовым ящикам тысячу извещений, получишь сто рублей". Он и идет раскидывать. В прямом смысле этого слова. Ведь школьнику не объяснишь, насколько это важно, а ему все одно - что газету рекламную разносить, что извещения. И не стоит удивляться, если в результате часть извещений окажется на полу подъезда.
Похожая ситуация и с местными курьерскими конторами. С частной компании - какой спрос? Конечно, они заключают с Пенсионным фондом договоры, и при желании дело можно довести до суда. Но вот доказать в этом самом суде недобросовестность фирмы-подрядчика нет ни малейшего шанса. Да и время поджимает - как все прекрасно помнят, сроки пересылки извещений и так срывались не раз.
Именно из-за этих срывов, уже осуществляя вовсю рассылку и столкнувшись с проблемами доставки, Пенсионный фонд согласился направлять максимум извещений по каналам федеральной почты. Соответствующее решение приняли на высоком уровне, да вот незадача: серьезный объем писем ПФ продолжает идти по альтернативным каналам.
На Почте России ситуацию с доставкой комментируют, не скрывая тревоги. "Почта России обеспокоена массовыми случаями срывов доставки пенсионных извещений альтернативными компаниями, привлеченными Пенсионным фондом РФ", - такое заявление сделал Интерфаксу первый зам.министра по связи и информатизации Александр Киселев. При этом он обратил внимание на то, что Почта России полностью выдерживает утвержденный график рассылки пенсионных извещений. "Все, что передается Пенсионным фондом на Почту России, доставляется вовремя", - подчеркнул Киселев, при этом выразив обеспокоенность в связи с поступающей из регионов информацией о срыве доставки альтернативными компаниями, привлеченными Пенсионным фондом.
На самом деле почтовики не просто озабочены ситуацией. Они возмущены тем, что происходит вместо грамотной рассылки с соблюдением существующих нормативов, правил и сроков. Одно то, что заказные - на это почтовики обращают особое внимание - письма бросают в почтовые ящики, - вопиющее нарушение. Такие письма должны вручаться только в руки, да еще под роспись и непосредственно адресату. Так и делают почтальоны. "Альтернативщики" же, помимо бросания в ящики или оставления в подъезде, пытаются "доставить" извещения через руководителей предприятий, соседей и просто знакомых тех, кому эти письма адресованы.
И несмотря на все это, ситуация продолжает оставаться прежней. Как носили школьники извещения, так и носят, как валялись по подъездам "бесхозные" письма из ПФ, так и валяются. А сроки-то поджимают. Что прикажете делать людям, которых в очередной раз лишают права выбора?
ЧТО ТАКОЕ ПЕНСИОННОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ?
Идущая пенсионная реформа предоставит каждому гражданину России право решать, кто будет распоряжаться его пенсионными накоплениями: государство или частная компания. Для того чтобы каждый из будущих пенсионеров смог принять взвешенное решение, он должен получить извещение Пенсионного фонда, содержащее, во-первых, информацию о размере накоплений на пенсионном счету и, во-вторых, подробные инструкции касательно возможностей распоряжения этими деньгами.
Всего извещения должны получить около 30 миллионов российских граждан.