"РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА" ПОТЕРЯЛИ ГОЛОВЫ

На днях в Берлине в Трептов-парке демонтировали голову знаменитому памятнику воину-освободителю. Теперь аналогичная история произошла в Москве: голов лишились "Рабочий и колхозница". Но оплакивать наши скульптуры рано. Их разбирают для того, чтобы отреставрировать.

Я застала второй этап операции - отделение конечностей от туловища. Руководитель работ скульптор Вадим Церковников взволнован, на вопросы отвечает отрывисто. Еще бы - предстоит буквально оторвать гигантскую руку рабочего! Церковников сам несколько раз забирается на плечо исполину. Меня с собой не берет. На могучем бицепсе уже красуется стропа красного цвета, отчего рабочий напоминает дружинника с повязкой. Стропальщики несколько раз проверяют крепеж на прочность. Башня крана делает рывок. В стороны летят железные болты. Наконец ампутированная 620-килограммовая рука повисает в воздухе. Огромный кран аккуратно переносит ее вниз, на площадку у постамента. Операция занимает всего несколько минут. Рядом уже лежат головы - высотой почти в три человеческих роста.
Советская власть, одним из символов которой являлся этот монумент, так и не позаботилась о своевременном ремонте. Начало XXI века "Рабочий и колхозница" встретили в плачевном состоянии. Стальные листы обшивки прохудились, обветшал внутренний каркас. Любой ураган мог стать для памятника последним.
Напомню, что самая знаменитая скульптурная пара страны была изготовлена для Всемирной парижской выставки 1937 года. По проекту 34-метровое здание советского павильона должна была венчать скульптура, символизирующая союз серпа и молота. Из предложенных на конкурс четырех работ комиссия выбрала скульптуру Веры Мухиной. Она произвела в Париже настоящий фурор. Французы даже хотели оставить ее у себя, но Сталин не позволил. Как ни странно, после возвращения на Родину стальные гиганты оказались никому не нужны. Почти два года будущий символ отечественного кинематографа провалялся на заводском пустыре. Наконец решено было поставить скульптуру в Москве. Но не там, где мечтала Мухина (на Ленинских горах), а возле входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
В свое время Вера Игнатьевна даже не догадывалась, что создает самый большой в мире "конструктор". Сейчас огромную скульптурную композицию делят на 17 блоков. Главная задача при разборке монумента - не повредить тонкую, как у кузова легковушки (всего 0,5 мм), стальную оболочку. Все фрагменты перевезут на территорию ЦНИИ стальных конструкций Госстроя РФ, где будет проходить реставрация. "Нам предстоит сделать новый каркас, более прочный. Это необходимо, учитывая возросшую вероятность сильных ветров, - поясняет "Труду" Вадим Церковников. - Персонально для "Рабочего и колхозницы" авиаконструкторы разработали новый каркас из нержавейки. Он станет в два раза толще прежнего. А вот металлическую оболочку решили оставить историческую. На нее лишь нанесут защитное титановое напыление. После такого "кап-ремонта" следующей разборки, по мнению Церковникова, не потребуется лет 100. Кстати, реставраторы обещают сохранить и характерные ошибки скульптуры. Например, разную длину ног. Этим "грешат" как рабочий, так и колхозница.
После реставрационных работ памятник вернется на свое место. Его поднимут на 10 метров. Внутри нового постамента будет располагаться торговый комплекс.
Площадка неподалеку от Северного входа на ВВЦ окончательно опустеет к 1 ноября. "Рабочий и колхозница" будут проходить "курс лечения" почти два года.