23 февраля 2017г.
МОСКВА 
0...-2°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.48   € 60.45
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЛЫШАТ ЛИ НАС В КРЕМЛЕ?

Синенко Виталий
Опубликовано 01:01 08 Октября 2004г.
Немало граждан, которые надеются, что письмо в Москву, в Кремль поможет "добиться правды", что-то изменить в своей судьбе и даже в общественной жизни. Сегодня наш собеседник - начальник управления по работе с обращениями граждан администрации президента РФ, доктор юридических наук Михаил МИРОНОВ.

- Михаил Алексеевич, читатели "Труда" часто сетуют на равнодушное, бюрократическое отношение к их обращениям, письмам в разные инстанции. Как видится эта ситуация из Кремля?
- Ежегодно руководитель администрации представляет президенту доклад о работе с обращениями граждан во всех сферах исполнительной власти страны. В нем анализ положения дел, предложения по укреплению системы защиты конституционных прав.
Равнодушия к просьбам и судьбам людей хватает. Не случайно более чем в трети писем, присылаемых на имя президента, поднимаются вопросы, решение которых входит в компетенцию местных властей. В то же время на местах лишь один чиновник из десяти, виновных в нарушении прав граждан, привлекается к дисциплинарной или административной ответственности. А размывание персональной ответственности ведет к размыванию власти.
В первую очередь региональные и местные власти должны обуздывать нерадивых чиновников. Вот почему для нас так важна муниципальная реформа. С принятием закона о местном самоуправлении работа с населением в муниципальных образованиях должна выйти на новый уровень. Устанавливается обязанность должностных лиц давать письменные ответы по существу обращений граждан в течение одного месяца. В противном случае чиновники будут привлекаться к административной ответственности.
- А как строится работа вашего Управления?
- Хочу подчеркнуть, что глава государства рассматривает работу с письмами и обращениями как одно из основных звеньев в защите прав, свобод и жизненных интересов людей. Мы ведем централизованный учет и рассматриваем все поступающие на имя президента и в адрес его администрации письменные и устные обращения. Организуем личный прием посетителей руководителями администрации и ее подразделений, ведем аналитическую работу, готовим методические рекомендации. Ежегодно контролируем исполнение поручений по более чем 15 тысячам наиболее острых обращений. В случаях, когда доводы авторов подтверждаются, принимаются соответствующие меры, примерно каждое третье заявление решается положительно.
-Удается ли оперативно справляться с потоком корреспонденции?
- Прежде всего отмечу ощутимое увеличение объема почты. Если в 2000 году на имя президента поступило 530 тысяч обращений, то в нынешнем - столько пришло с начала года. Очевидно, что к концу года цифра приблизится к наивысшему показателю за все постсоветские годы: 796 тысяч обращений в 2003 году.
Сегодня мы завершаем внедрение единой системы электронного документооборота. Это дает возможность значительно ускорить обработку огромного массива обращений, повысить результативность и оперативность их рассмотрения, углубить анализ почты. Система позволит обеспечить и постоянный обмен информацией и документами в электронном виде с федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Следует сказать и о модернизации телекоммуникационного оборудования и официального сайта президента России, что позволяет нам расширить практическое использование сети Интернет. По этому каналу связи в текущем году получено 15 тысяч обращений, распространены десятки обзоров писем на имя главы государства, с содержанием которых могут познакомиться пользователи глобальной сети. За год, кстати, число посещений нашего раздела выросло более чем вдвое.
Нельзя не упомянуть и о проведении ежегодных "Прямых телевизионных линий президента России", которые воспринимаются гражданами как эффективная форма реальной демократии и привлекают миллионы заявителей. Десятки тысяч людей получают конкретную помощь в решении различных вопросов.
- О чем же люди пишут в Кремль? Влияют ли критические письма, жалобы на принятие государственных решений? Находится ли у президента время знакомиться с "рядовой" почтой?
- В целом корреспонденция становится значительно сложнее, проблемнее, она все чаще затрагивает коренные вопросы политической, социально-экономической жизни страны. Их решение нередко связано с необходимостью объединения усилий всех ветвей и органов власти. Поэтому потребовалось укрепить взаимодействие со всеми подразделениями администрации президента, аппарата правительства, федеральными министерствами и ведомствами, региональными органами управления.
Стало афористичным выражение: управлять - значит предвидеть. Но предвидеть можно, обладая всей полнотой информации, идет ли речь об экономике, внешней или внутренней политике, либо о социальной сфере. Президентская почта как раз и является одним из надежных источников такой информации. Свою роль мы видим в том, чтобы властные структуры всегда могли использовать этот источник, сверять с ним текущие и перспективные решения, черпать из него все разумное, конструктивное. О том, насколько активно мы используем почту для анализа, говорит один факт: с начала года главе государства представлено 99 информационно-аналитических записок. В них в обобщенном виде изложено мнение десятков тысяч корреспондентов, а наиболее яркие и характерные выдержки из 1200 писем приведены "вживую" с указанием фамилий, социального статуса и места жительства авторов. Так что с полным основанием можно говорить о том, что и эти письма ложатся на стол президенту.
Записки по обращениям граждан рассылаются для принятия мер и учета в работе всем федеральным органам управления, главам крупнейших регионов. Таким образом, мнения граждан оказывают влияние на принятие важнейших решений.
Большой резонанс вызвало обращение Владимира Путина к гражданам страны 4 сентября, его выступление на расширенном заседании правительства, посвященном ситуации, сложившейся после теракта в Беслане. Люди разделяют мысль о том, что наиболее действенным способом борьбы с террором, сплочения страны являются дальнейшее укрепление вертикали власти и расширение полномочий институтов гражданского общества. Характерно мнение смоленской региональной организации "Содействие президенту России": "Общество, которому не страшны любые катаклизмы, возникает там, где органы власти всех уровней умеют слушать и слышать народ".
- В задачи управления входит изучение опыта аналогичных органов иностранных государств. Чему мы можем поучиться?
- Я нашел немало полезного, когда знакомился с практикой работы аппаратов американского Белого дома, президента Франции и канцлера ФРГ. Хотя бы в плане четкости организации работы, повсеместного и широкого внедрения электронных технологий. И если лет пять тому назад мы говорили о нашем отставании по этим направлениям, то сегодня как минимум приблизились к "западным образцам". Можно поучиться и широкому привлечению волонтеров к обработке почты глав государств. Аппарату президента США, например, в работе с письмами помогают до трех тысяч добровольцев из числа студентов, жен государственных чиновников или военных. И они считают это занятие весьма престижным. Такой опыт находит применение и у нас - полномочные представители президента России в федеральных округах ведут работу с населением через систему общественных приемных, опирающихся на добровольную помощь студентов, предпринимателей, ветеранов, депутатов муниципальных собраний.
Оказывается, уже есть чему поучиться и у нас. В том же Белом доме самый серьезный интерес вызвала наша практика аналитической работы, рассылки информационно-аналитических материалов федеральным структурам, о чем я уже говорил, - ее там "взяли на заметку".
Что же касается вашего вопроса, с которого мы начали разговор, - о бездушии некоторых чиновников, то, по моему мнению, назрела необходимость создания своего рода административной юстиции для защиты граждан от бюрократического произвола. Такая работа уже ведется соответствующими структурами.


Loading...



Президент США Дональд Трамп ужесточил миграционную политику и запретил въезд в страну гражданам семи мусульманских стран. Поддерживаете?