05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЛЫШАТ ЛИ НАС В КРЕМЛЕ?

Синенко Виталий
Опубликовано 01:01 08 Октября 2004г.
Немало граждан, которые надеются, что письмо в Москву, в Кремль поможет "добиться правды", что-то изменить в своей судьбе и даже в общественной жизни. Сегодня наш собеседник - начальник управления по работе с обращениями граждан администрации президента РФ, доктор юридических наук Михаил МИРОНОВ.

- Михаил Алексеевич, читатели "Труда" часто сетуют на равнодушное, бюрократическое отношение к их обращениям, письмам в разные инстанции. Как видится эта ситуация из Кремля?
- Ежегодно руководитель администрации представляет президенту доклад о работе с обращениями граждан во всех сферах исполнительной власти страны. В нем анализ положения дел, предложения по укреплению системы защиты конституционных прав.
Равнодушия к просьбам и судьбам людей хватает. Не случайно более чем в трети писем, присылаемых на имя президента, поднимаются вопросы, решение которых входит в компетенцию местных властей. В то же время на местах лишь один чиновник из десяти, виновных в нарушении прав граждан, привлекается к дисциплинарной или административной ответственности. А размывание персональной ответственности ведет к размыванию власти.
В первую очередь региональные и местные власти должны обуздывать нерадивых чиновников. Вот почему для нас так важна муниципальная реформа. С принятием закона о местном самоуправлении работа с населением в муниципальных образованиях должна выйти на новый уровень. Устанавливается обязанность должностных лиц давать письменные ответы по существу обращений граждан в течение одного месяца. В противном случае чиновники будут привлекаться к административной ответственности.
- А как строится работа вашего Управления?
- Хочу подчеркнуть, что глава государства рассматривает работу с письмами и обращениями как одно из основных звеньев в защите прав, свобод и жизненных интересов людей. Мы ведем централизованный учет и рассматриваем все поступающие на имя президента и в адрес его администрации письменные и устные обращения. Организуем личный прием посетителей руководителями администрации и ее подразделений, ведем аналитическую работу, готовим методические рекомендации. Ежегодно контролируем исполнение поручений по более чем 15 тысячам наиболее острых обращений. В случаях, когда доводы авторов подтверждаются, принимаются соответствующие меры, примерно каждое третье заявление решается положительно.
-Удается ли оперативно справляться с потоком корреспонденции?
- Прежде всего отмечу ощутимое увеличение объема почты. Если в 2000 году на имя президента поступило 530 тысяч обращений, то в нынешнем - столько пришло с начала года. Очевидно, что к концу года цифра приблизится к наивысшему показателю за все постсоветские годы: 796 тысяч обращений в 2003 году.
Сегодня мы завершаем внедрение единой системы электронного документооборота. Это дает возможность значительно ускорить обработку огромного массива обращений, повысить результативность и оперативность их рассмотрения, углубить анализ почты. Система позволит обеспечить и постоянный обмен информацией и документами в электронном виде с федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Следует сказать и о модернизации телекоммуникационного оборудования и официального сайта президента России, что позволяет нам расширить практическое использование сети Интернет. По этому каналу связи в текущем году получено 15 тысяч обращений, распространены десятки обзоров писем на имя главы государства, с содержанием которых могут познакомиться пользователи глобальной сети. За год, кстати, число посещений нашего раздела выросло более чем вдвое.
Нельзя не упомянуть и о проведении ежегодных "Прямых телевизионных линий президента России", которые воспринимаются гражданами как эффективная форма реальной демократии и привлекают миллионы заявителей. Десятки тысяч людей получают конкретную помощь в решении различных вопросов.
- О чем же люди пишут в Кремль? Влияют ли критические письма, жалобы на принятие государственных решений? Находится ли у президента время знакомиться с "рядовой" почтой?
- В целом корреспонденция становится значительно сложнее, проблемнее, она все чаще затрагивает коренные вопросы политической, социально-экономической жизни страны. Их решение нередко связано с необходимостью объединения усилий всех ветвей и органов власти. Поэтому потребовалось укрепить взаимодействие со всеми подразделениями администрации президента, аппарата правительства, федеральными министерствами и ведомствами, региональными органами управления.
Стало афористичным выражение: управлять - значит предвидеть. Но предвидеть можно, обладая всей полнотой информации, идет ли речь об экономике, внешней или внутренней политике, либо о социальной сфере. Президентская почта как раз и является одним из надежных источников такой информации. Свою роль мы видим в том, чтобы властные структуры всегда могли использовать этот источник, сверять с ним текущие и перспективные решения, черпать из него все разумное, конструктивное. О том, насколько активно мы используем почту для анализа, говорит один факт: с начала года главе государства представлено 99 информационно-аналитических записок. В них в обобщенном виде изложено мнение десятков тысяч корреспондентов, а наиболее яркие и характерные выдержки из 1200 писем приведены "вживую" с указанием фамилий, социального статуса и места жительства авторов. Так что с полным основанием можно говорить о том, что и эти письма ложатся на стол президенту.
Записки по обращениям граждан рассылаются для принятия мер и учета в работе всем федеральным органам управления, главам крупнейших регионов. Таким образом, мнения граждан оказывают влияние на принятие важнейших решений.
Большой резонанс вызвало обращение Владимира Путина к гражданам страны 4 сентября, его выступление на расширенном заседании правительства, посвященном ситуации, сложившейся после теракта в Беслане. Люди разделяют мысль о том, что наиболее действенным способом борьбы с террором, сплочения страны являются дальнейшее укрепление вертикали власти и расширение полномочий институтов гражданского общества. Характерно мнение смоленской региональной организации "Содействие президенту России": "Общество, которому не страшны любые катаклизмы, возникает там, где органы власти всех уровней умеют слушать и слышать народ".
- В задачи управления входит изучение опыта аналогичных органов иностранных государств. Чему мы можем поучиться?
- Я нашел немало полезного, когда знакомился с практикой работы аппаратов американского Белого дома, президента Франции и канцлера ФРГ. Хотя бы в плане четкости организации работы, повсеместного и широкого внедрения электронных технологий. И если лет пять тому назад мы говорили о нашем отставании по этим направлениям, то сегодня как минимум приблизились к "западным образцам". Можно поучиться и широкому привлечению волонтеров к обработке почты глав государств. Аппарату президента США, например, в работе с письмами помогают до трех тысяч добровольцев из числа студентов, жен государственных чиновников или военных. И они считают это занятие весьма престижным. Такой опыт находит применение и у нас - полномочные представители президента России в федеральных округах ведут работу с населением через систему общественных приемных, опирающихся на добровольную помощь студентов, предпринимателей, ветеранов, депутатов муниципальных собраний.
Оказывается, уже есть чему поучиться и у нас. В том же Белом доме самый серьезный интерес вызвала наша практика аналитической работы, рассылки информационно-аналитических материалов федеральным структурам, о чем я уже говорил, - ее там "взяли на заметку".
Что же касается вашего вопроса, с которого мы начали разговор, - о бездушии некоторых чиновников, то, по моему мнению, назрела необходимость создания своего рода административной юстиции для защиты граждан от бюрократического произвола. Такая работа уже ведется соответствующими структурами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников