22 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.79   € 73.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ МОЛЧИ, ТРИСТАН

Косятова Светлана
Опубликовано 01:01 08 Октября 2005г.
Воплотить оперу Вагнера "Тристан и Изольда" на сцене - одна из самых сложных задач для постановщиков и исполнителей. На днях Мариинский театр во главе с дирижером Валерием Гергиевым предложил москвичам новую сценическую версию знаменитого произведения, созданную специально для показа в зале Московской государственной филармонии, носящем имя Чайковского.

Молодой режиссер Алексей Степанюк еще не слишком известен московской публике, но под его началом в Мариинке уже поставлены оперы "Кармен" (ноябрь 2004 года) и "Пиковая дама" (март 2005-го). И вот теперь - так сказать, передвижная версия вагнеровского шедевра.
Очевидно, что гастрольный вариант должен быть компактным. Возможно, сказалась и аура помещения, которое, как известно, изначально строилось для театра Мейерхольда. Во всяком случае, Степанюк построил спектакль, во многом опираясь на мейерхольдовские традиции: минимум декораций - максимум смысла и символов. На фоне темного задника выделяется лишь несколько белых треугольников, постоянно перемещающихся и даже летающих над сценой, - не то стилизованные паруса, не то обрывки разорванного полотна. На эти экраны проецируются различные слайды: волнующееся море, каменистая дорога, крыло птицы, чей-то огромный глаз, даже космические фотографии. Пожалуй, со слайдовой символикой сценограф Андрей Тарасов перемудрил - не все было понятно даже самому подготовленному зрителю.
Так или иначе, но спектакль получился достаточно колоритный и действительно новый - настолько новый, что, кажется, и сами актеры еще не вжились в него. Ведь исполнение опер Вагнера требует от певцов не только блестящей вокальной подготовки и физической выносливости, но и мастерской драматической игры. Еще с вокалом туда-сюда: неплохое в целом впечатление оставили Ольга Сергеева (Изольда) и Ольга Савова (Брангена), честно отработали свои партии Андрей Спехов (Курвенал) и Михаил Кит (король Марк)... Хотя главный герой Тристан мог быть и более звучным. Неужели в труппе Гергиева нет сейчас хорошего драматического тенора и приходится поручать партию "лирику" Леониду Захожаеву, которому куда естественнее выводить меланхолическое "Куда, куда вы удалились"?..
Ну и явное ощущение недоработки вызвали актерская пластика, уровень осмысленности сценического поведения. Например, король Марк почему-то подозрительно напоминал генерала Хлудова из знаменитого фильма "Бег". Так и мерещилось - вот сейчас скажет уныло стоящему перед ним Тристану, уличенному в измене: "Не молчи, солдат". Вообще персонаж Захожаева вышел на удивление бесхарактерным. Доходит до того, что в финале под божественные звуки мариинского оркестра Изольда ведет своего избранника, так сказать, в потусторонние сферы вечного блаженства... на обмотанной вокруг шеи ленточке (наверное, задуманной как символ нерушимой любви, но выглядящей скорее как поводок: дескать попался, проказник? Теперь не уйдешь... ). А Тристан безо всякого энтузиазма хромает за супругой, по инерции изображая боль от раны, хотя в лучшем мире ей пора бы перестать болеть...
Но несмотря на все эти досадные проколы, опыт мариинцев в целом стоит расценить положительно. Такие минималистские спектакли, будь они со вкусом сделаны, значительно облегчают театру гастрольную жизнь. Что для Мариинского весьма актуально: вслед за Большим он через несколько месяцев перейдет на полубродячее положение, оставшись без главной сцены, которая встает на реконструкцию.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!