Под кого копаем?

Поляки перекопали Вислинскую косу, чтобы плавать, «не кланяясь России». Ну и чем это может обернуться?

Польшу уже давно не устраивало то обстоятельство, что ее суда могли попадать в порт Эльблонг и назад в Балтику только через пролив, принадлежащий Российской Федерации. Причем судоходный канал проходит еще и через Балтийск — главную базу Балтийского флота.

Здесь требуется уточнение: Вислинской косой называют лишь ту ее половину, которая относится к Польше. А Балтийской косой именуется российская сторона узкой полоски земли, разделяющей в том районе море и залив. При этом у залива также сразу два имени. Российская его часть — Калининградский залив, польская — Вислинский. А единственной точкой, где море и залив там до недавнего времени соединялись, был Балтийск.

Идею прокопать канал на своей половине косы наши соседи обсуждали еще с 1990-х. В 2018 году на участке между поселками Пшебрно и Сковронки начались земляные работы. И вот канал готов. В связи с чем торжественно высказался и польский президент Анджей Дуда. По его словам, это «большая победа Польши», которая «укрепит суверенитет от России».

Новый канал протяженностью 1,3 км и глубиной 5 метров позволит проходить судам шириной до 20 и длиной до 100 метров. И если политическая подоплека «проекта века» всем понятна, то экономическая тает в тумане. Только время покажет, какой окажется выгода от объекта, который обошелся польской стороне в 400 млн долларов.

Впрочем, окупаемость проекта пусть заботит поляков, а у нас, в России, выражаются опасения совсем в иной плоскости. Где гарантия, что из-за «канала независимости» не нарушится экологическое равновесие в этом районе? И не начнется ли разрушение песчаной косы, которая сама по себе является хрупким природным объектом? О том, что опасения эти небеспочвенны, говорят ученые-экологи. Что же, поживем — увидим.

Но вот что можно сказать уже точно: в результате строительства в нашей стране возник еще один непрошеный остров. Благодаря польским копателям сухопутной связи у Балтийской косы с материком больше нет.