ЗА БАЗАР НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ

В воскресный полдень колхозный рынок Козельска полупустой. Точнее, за прилавками продавцам тесно, а вот покупателей немного. Хотя провинциальный городок не такой уж маленький - более 20 тысяч жителей.

- А что толку ходить на рынок? - пожимает плечами Светлана Николаевна, работница гостиницы. - Если б вы приценились, то все бы стало понятно.
Я вернулся к торговым рядам и поразился: в административном центре сугубо сельскохозяйственного района продукты крестьянского труда стоят почти как на московских рынках! Картофель продают по 13 - 15 рублей за килограмм, молоко местного комбината на 5 рублей дороже, чем в среднем по Калужской области. То же с капустой, свеклой, редисом, зеленью...
Первая мысль: стоит порадоваться за окрестных крестьян, имеющих возможность достойно торговать, и за жителей Козельска, чье благосостояние позволяет столько платить. Оказалось, все не так просто. Дороговизна сельхозпродукции не радует ни крестьян, ни горожан.
- У нас на рынке торгуют хозяева подворий, - просветили меня в районном комитете по АПК. - А у крупных сельхозпредприятий со сбытом - одна головная боль.
- А что же рынок в Козельске? - наивно удивился я.
- Там отоваривается один военный городок, - последовал ответ. - В Козельске базируется полк 28-й дивизии ракетных войск стратегического назначения. Там стабильно выплачивают зарплату, по нашим меркам очень приличную. Военные огородов не имеют - вот владельцы приусадебных хозяйств и завышают цены.
Гарнизон вместе с гражданским Козельском потребляет не больше 20 процентов того, что вырастает на местных полях. А что делать со всем остальным? Заготконтор не осталось. Самостоятельно торговать в Калуге или Москве хозяйства не могут, так как у большинства нет своего транспорта и, что еще важнее, связей. Вот и ездят по селам перекупщики, берут оптом весь урожай - картошку, например, по два рубля за кило.
- А кому не нравится, тот может оставаться при своих интересах и смотреть, как все пропадает, - жаловался мне Сергей Александрович, владеющий двумя гектарами пашни. - В августе я пытался было продать морковку и свеклу в Калуге. Куда там! Ни на одном рынке не дали места. Везде советовали сдать товар по установленной таксе.
Козельские крестьяне, конечно, возмущены подобным отношением городских властей. Они готовы часами рассказывать о случаях рэкета, в том числе со стороны чиновников.
- Нам интересно быстрее продать товар, а покупателю - купить продукты по нормальной цене, - говорили мне в хозяйствах. - Но когда мы приезжаем в столицу, то администрации рынков выкатывают такое количество нормативных документов, оформляют столько фискальных сборов, что порой дешевле свалить урожай в карьер, чем пытаться продать в городе.
- Я раньше работала на молокозаводе, - рассказывала местная жительница Нина Акимовна.- Мы брали молоко только у соседских хозяйств. А сейчас завод закупает импортный порошок - он дешевле. Продукция своего молзавода даже в нашем городке плохо продается. Кто купит цельное молоко, если порошковое в полтора раза дешевле?