ПЛАН-ТО ХОРОШИЙ...

Докладывая президенту об итогах своей поездки в Китай, премьер-министр отметил "серьезные планы и подвижки в развитии сотрудничествав электроэнергетике, по нефти и газу".

Михаил Фрадков сообщил, в частности, что российские и китайские компании активно изучают проект строительства нефтепровода из Восточной Сибири на Тихий океан с ответвлением на Китай. Говоря об электроэнергетической сфере, премьер отметил, что намечается "очень крупный проект", который может дать дополнительно от 40 до 60 млрд. киловатт-часов в год. Однако, по его словам, необходимо еще "просчитать экономическую составляющую" этого проекта, создать дополнительные генерирующие мощности, а также согласовать экспортную цену электроэнергии. Основной проблемой, по мнению Фрадкова, является согласование цены, на чем и "сосредоточилось" РАО ЕЭС.
На это президент заметил, что сначала нужно прикинуть, как использовать для российской экономики энергетический потенциал Дальнего Востока:
- Энергетические возможности растут в этом регионе, правильно изучается возможность экспорта. Но мы договорились, что прежде всего мы подумаем, как использовать растущие возможности для развития собственной экономики.
Президент поручил правительству еще раз вернуться к этому вопросу и внимательно все продумать. А по поводу железнодорожной реформы он высказался еще резче, усомнившись в том, что правительство все подготовило к ее реализации.
Между тем на своем заседании в четверг правительство намечает рассмотреть как раз ход реформы РЖД. Об этом президенту доложил вице-премьер Александр Жуков, напомнив, что "реформа началась два года назад с создания ОАО РЖД и идет по утвержденному плану".
- Не считаете, что этот план нуждается в корректировке? - спросил у него Путин.
План, по мнению Жукова, хороший, главное, чтобы он выполнялся точно в намеченные сроки.
- Хороший-то он хороший, - как бы согласился президент, - но меня беспокоит план создания отдельной от РЖД компании, которая будет заниматься пассажирскими перевозками.
На создание такой компании, по словам Путина, в 2006 году отдельных субсидий не предусмотрено. Поэтому следует либо план корректировать, либо деньги выделять. Президент считает "недопустимым" входить в реформу, не обеспечив ее финансами. "Мы не должны, - подчеркнул он, - перекладывать на граждан, пассажиров вопросы, которые в состоянии решить сами".
Вице-премьер пояснил, что создание компании по пассажирским перевозкам планируется на следующем этапе реформы, в 2007 году, на что из бюджета будет выделено 37 млрд. рублей в виде дотаций, поскольку пассажирские перевозки убыточны. Сейчас, по его словам, внимание сосредоточено на грузовых перевозках, где больше конкуренции, больше инвестиций и ниже уровень роста тарифов.
Но было заметно, что вице-премьер не убедил президента. На помощь ему пришел глава Минэкономразвития. Герман Греф уточнил, что пассажирскими перевозками на первом этапе реформы будет заниматься филиал ОАО РЖД, потом этот филиал станет дочерней компанией, а на третьем этапе, по мере готовности, компания станет отдельным предприятием.
С таким подходом президент уже мог согласиться. И если реформирование РЖД он призвал вести без спешки, то создание авиахолдинга, который должен объединить все активы и возможности отечественного самолетостроения, напротив, поручил правительству ускорить.