ОБЫЧНОЕ ДЕЛО

Уже в прошлом инфляция, которая доходила до 1000 процентов, неплатежи, крах банков... Сегодня директора успешных предприятий напоминают мне фронтовиков: они вышли из окружения, прошли Сталинград и Курскую дугу. Им теперь надо дожить до победы.Генеральный директор Волгоградского кислородного завода Владимир Степанович Пантяшин - человек радушный, убедительный, широкий. Ничего нарочитого в нем нет. Такие люди и в былые времена составляли становой хребет России. Они закладывали верфи, которыми пользуются до сих пор, основывали демидовские заводы и Трехгорную мануфактуру; их стараниями возводились контуры страны.

- Что такое кислородный завод? В общих чертах.
- Вы знаете, что существует переработка древесины, нефти... Мы перерабатываем воздух. Волгоградский кислородный завод - крупнейший производитель технических газов на юге России. Наша продукция - кислород, азот, аргон в жидком и газообразном виде. Для их производства характерны высокое давление и криогенные температуры. Например, температура жидкого кислорода составляет минус 183 градуса.
- Как-то не укладывается в голове: запредельно низкая температура, но при этом образуется не лед, а жидкость - жидкий кислород.
- Да. Жидкий кислород глубокого голубого цвета, он кипит, пар идет, как в бане.
- Фантастика.
- Реальность. Уже больше ста лет кислород добывают из воздуха. Сначала получали его посредством электролиза воды, но это был достаточно дорогой способ. Потом изобрели установку по разделению воздуха. Первая такая установка появилась в Германии в 1895 году.
- Можно популярно объяснить технологический процесс?
- Сначала производится первичная очистка воздуха от механических примесей, потом он попадает в компрессор и сжимается до 200 атмосфер, после чего пропускается через узкое горлышко. Этот процесс называется дросселированием... У нас два компрессора, мощность каждого составляет 8 тысяч 500 кубометров газа в час. При дросселировании воздух расширяется, что ведет к резкому перепаду давления: было 200 атмосфер, стало - 6. Температура понижается до 140 градусов. При таких параметрах воздух становится жидким. В холодильниках идет только теплообмен, а в криогенных установках теплообмен и массообмен происходят одновременно. Благодаря этому осуществляется процесс обогащения азота, кислорода и аргона. Для выделения азота достаточно одной воздухоразделительной колонны. Жидкий кислород мы получаем методом двухкратной ректификации, то есть опять проводим дросселирование, чтобы искусственно вызвать перепад давления.
- Понятно. И какой "пробы" на выходе получается кислород?
- 99,6 процента... У нас непрерывный цикл производства... Завод работает круглосуточно, без праздников, без выходных.
- Мощность предприятия?
- 4 тонны жидкой или 3 тысячи кубометров газообразной продукции в час.
- Значит, поглотив двумя компрессорами 17 тысяч кубометров воздуха, вы производите 3 тысячи кубометров газа - азота, кислорода и аргона?
- Да, приблизительно такая арифметика. Но только сумма не меняется, поскольку есть отбросные газы: неон, криптон и так далее. Это закон баланса. Ничто бесследно не исчезает.
- Мы так не останемся без воздуха?
- Что вы? Невозможно океан вычерпать ведром! Миллионы лет животный мир и человечество поглощают кислород, но содержание кислорода сохраняется на уровне 16-19 процентов... Вы почувствовали, что на заводе не хватает воздуха? Нет! У нас самое экологически чистое производство, нет никаких отходов и химических примесей.
- Кто ваши потребители?
- У нас около двух тысяч потребителей почти в трех десятках областей Российской Федерации и в Казахстане. Наша продукция находит применение всюду - от медицины до космонавтики, но, конечно, прежде всего используется для резки металла, для сварки металла, для подачи кислорода в печь при плавке... Лет восемь назад мы первыми в России освоили выпуск защитных газовых смесей для сварки, их больше 300 видов. Они существенно повышают качество работы.
Помимо производства, мы проводим испытания и ремонт криогенного оборудования, монтаж и пусконаладочные работы, обучаем персонал потребителя. У себя на заводе продаем углекислоту, ацетилен, сварочное оборудование и материалы. Это для удобства клиентов, чтобы можно было все приобрести в одном месте... Наконец, мы оказываем услуги по доставке продукции в любую точку страны железнодорожными цистернами и автотранспортом. У нас свои емкости для перевозки жидкой и газообразной продукции.
- С размахом работаете. Молодцы! У вас много конкурентов?
- В СССР было 17 таких специализированных заводов, они все остались, часть находится на Украине, часть - в России. Кроме них функционирует более 5 тысяч воздухоразделительных установок. Наш завод был одним из первых советских заводов, он начал выпускать продукцию в 1934 году.
- В каком году вы возглавили предприятие?
- В 1989-м. Времена были трудные. Износ оборудования составлял свыше 70 процентов. Специалистов не хватало, на заводе было всего 5 человек с высшим образованием... Поэтому пришлось проводить техническую и кадровую реконструкцию. Пригласил молодых специалистов прямо после института, знал, что через несколько лет у меня будут хорошие помощники. Сейчас у нас примерно 45 процентов специалистов с высшим образованием.
На обновление основных фондов в прошлом году потратили 20 миллионов рублей, в этом - 60, на будущий год запланировали около 100 миллионов. Такая тут динамика... Мы используем заемные средства, у нас хорошая кредитная история. За последние 5 лет товарооборот возрос более чем в три раза. Банки нам доверяют.
- Какой у вас объем производства?
- За прошлый год произвели продукции на 204 миллиона рублей; в этом году планируется 260 миллионов.
- Сколько человек работает на предприятии?
- 216 человек. Средняя зарплата составляет 14 тысяч рублей. Сохраняется хорошая система премиальных, тринадцатая зарплата. На завод устроиться сегодня трудно. Вакансий практически нет. У нас серьезная социальная программа, которая включает ссуды на жилье, оплату учебы в вузах, дотации на обед, помощь ветеранам... Боюсь, всего не перечислю. Мы платим своим работникам пособия по уходу за ребенком. Выплачиваем за рождение ребенка! Мы пошли на этот шаг раньше, чем государство!
- И как? Рождаемость повысилась?
- Ну по заводу трудно сказать, но у нас много женщин ушло в декретный отпуск.
- Вы самостоятельное предприятие?
- Да. В поисках инвестиций в 1996 году мы продали контрольный пакет англичанам, но потом выкупили. Проработали с ними 6 лет, многому у них научились. Это крупная компания, по объемам производства она занимает второе место в мире среди производителей технических газов.
- Почему "акулы капитализма" дали вам так легко уйти?
- Наша рыночная экономика оказалась им не по зубам. Они отказались от мысли ориентироваться на Россию. Их не устраивали условия работы. У них 5 налогов, у нас 89. И проверками замучают. У нас на предприятии в прошлом году было 72 проверки.
Сложно вести бизнес в России... Подвижки, конечно, есть по сравнению с прошлыми годами, но пока, к сожалению, недостаточные. Перепродавец и производитель платят одинаковые налоги. Бюрократия, коррупция, сотни примеров можно привести. Мы, к сожалению, не знаем другой жизни.
- Кто вы по образованию?
- Я благодарен прежде всего своим родителям, они мне дали первые уроки. У нас была большая семья, пятеро детей, все братья, я был старшим. Что родители могли, они нам отдавали, но потихоньку учили нас реальной жизни... Я до армии окончил техникум, потом без отрыва от производства Ленинградский технологический институт холодильной промышленности.
- Спасибо за беседу.
По вопросам подготовки материалов обращаться: (495) 103-73-05;
Е-mail: atlas55@ mail.ru