МЕЖДУ "МАСТЕРОМ" И "ИДИОТОМ"

Канал "Россия" показал первые серии международной экранизации толстовского романа "Война и мир". Как бы ни оценили этот проект зрители и специалисты, какими бы в результате ни оказались цифры рейтинга, спорить с тем, что это важнейшее телевизионное событие - бессмысленно.

Слишком много значат для нас образы Наташи, Пьера и князя Андрея, чтобы единодушно и безоговорочно принять их телевизионную трактовку. Тем более сделанную иностранцами.
"Война и мир" существует в нашем сознании как некая глыба, как основа основ, взяться за адаптацию которой для экрана имеют право лишь избранные. Такие, каким был Сергей Бондарчук с его эпическим талантом и неограниченными возможностями финансирования. Имя же Роберта Дорнгельма (на его счету такие ленты, как "Анна Франк" и "Спартак") по большей части известно лишь киноманам.
Тем не менее в смысле размаха сериальная "Война и мир" также по-своему поражает воображение. В этом международном проекте приняли участие семь стран. Помимо канала "Россия" в титрах значатся ведущие телекомпании Италии, Германии, Франции, Польши и Испании, а также Литовская киностудия. Одним из авторов сценария стал легендарный итальянец Энрико Медиоли ("Рокко и его братья", "Однажды в Америке"). Но главное - бюджет картины составил 26 миллионов евро, что для Европы немало, а для телевизионного проекта - просто беспрецедентно.
Масштабы постановки соответствуют бюджету. За два года было отснято 15 тысяч эпизодов. Все они вошли в окончательный вариант. Для актеров сшили более 5000 костюмов. Конечно, 120-тысячной массовки, которую использовал при съемке Бородинского сражения Бондарчук, здесь не было. Но свыше 15 тысяч "бойцов" и более 1200 каскадеров у Дорнгельма тоже впечатляют. К тому же современная компьютерная графика позволяет на экране увеличить это число до сколь угодно нужного количества.
МЕЖДУ "МАСТЕРОМ" И "ИДИОТОМ"
Кстати, о компьютерной графике. Специалистам пришлось немало потрудиться, чтобы придать историческим местам в Москве, Петербурге и в других городах, где проходили съемки, тот вид, какой они имели в начале XIX века. Изображение сверялось с картинами и рисунками тех времен. В съемочной группе были консультанты из России. Тем не менее не обошлось без накладок. Например, в панораме горящей Москвы отчетливо был виден храм Христа Спасителя, построенный как раз в честь победы России над Францией, то есть много лет спустя после описанных Толстым событий. В том варианте, который смотрят наши зрители, храм "стерли", но специально менять что-то для западного зрителя продюсеры отказались.
Сегодня станет известен точный рейтинг первой серии фильма. Каким он окажется? Ни для кого не секрет, что "Война и мир" хотя и является одним из самых значительных произведений русской классики, в списке самых популярных у отечественного читателя книг занимает далеко не первое место. Так, согласно статистике электронной библиотеки классической литературы, по спросу на первом месте находится, конечно, "Мастер и Маргарита". Другие произведения, экранизированные или экранизируемые ныне в сериальном формате, оказались в этом списке на следующих местах: "Мертвые души" - 3, "Герой нашего времени" - 6, "Преступление и наказание" - 9, "Анна Каренина" - 13, "Идиот" - 19, "Золотой теленок" - 25. Эпопея Толстого не попала даже в первую сотню. Не будем гадать, почему это так. Вероятно, у кого-то отвращение к роману "Война и мир" привили еще в школьные времена необходимостью заучивать монологи Наташи и Пьера (не по этой же причине в сотню не попал и "Евгений Онегин"?) и зубрить статью Ленина про "зеркало русской революции". Многих, возможно, отпугивал и отпугивает "некарманный" объем романа. Но в данном случае это неважно. В конце концов интерес к экранизации определяется не только популярностью первоисточника, но и качеством самой экранизации. Не случайно рейтинг сериала, сделанного Павлом Лунгиным по "Мертвым душам", оказался значительно ниже, чем у того же "Идиота".
Как же зритель - в смысле цифр - отреагирует на нынешнюю премьеру? На "России" осторожно предполагают, что "Война и мир" окажется где-то между "Идиотом" и "Мастером и Маргаритой". Напомним, что средний рейтинг "Идиота" составил чуть меньше 15% (при том, что некоторые серии набирали почти по 20%). А вот "Мастер" установил рекорд для сериальных экранизаций - в первые два вечера его смотрели почти 30% зрителей. Позже их число сократилось до 15 - 17. Для сравнения: средние рейтинги таких экранизаций, как "Печорин" и "Дети Арбата", не превышали и 10%.
Кстати, по утверждению пресс-службы "России", в Италии, где "Войну и мир" показали на главном государственном канале, сериал собрал рекордные 25%. А ведь Толстой - это не итальянское "все", не так ли?..
ЧТО ДУМАЮТ О СЕРИАЛЕ "ВОЙНА И МИР"ВНУКИ СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА
Константин КРЮКОВ, актер:
- Для меня есть только один автор экранизации романа "Война и мир" - это Сергей Федорович Бондарчук. Поэтому новую киноверсию романа я не смотрел и смотреть не буду.
Иван БУРЛЯЕВ, композитор:
- Сложно что-либо сказать по начальной серии. Пока мне не хватает эпичности, которая всегда ассоциируется с этим произведением. Понятно, что в отличие от полотна Бондарчука война здесь нарисована с помощью компьютерной графики. И там, где в кадре изображены тысячи солдат, на самом деле снималось от силы человек 100 - 150.
Если говорить об актерских работах, то мне понравился Андрей Болконский. Он получился довольно суровым и убедительным. А вот что касается его отца в исполнении Малколма Мак Дауэла, то Болконский-старший всех держал в ежовых рукавицах, домашние боялись в его присутствии лишнее слово сказать. А тут получился довольно милый благодушный старичок. Наташу Ростову я не принял. Хотя девушка резвая, есть стержень. Но ее не сравнить ни с нашей Людмилой Савельевой, ни с Одри Хепберн. Пьер Безухов в моем представлении должен быть ниже ростом Андрея Болконского и значительно плотнее.
Что касается музыки, то я не понимаю, как можно было "врубить" в начальных сценах фильма полонез Чайковского, а в конце - вальс Хачатуряна. Авторы демонстративно пренебрегли соответствием времени написания музыки и событий, происходящих в романе. Я внимательно следил за оригинальной музыкой Кочмарика. Это интересный композитор, оскароносец. Но в фильме у Бондарчука звучала прекрасная музыка Овчинникова. И вальс, звучащий там на балу, запал мне в душу еще с детства...
Алессио Бони(Андрей Болконский)
- итальянский актер. Родился в 1966 году близ города Бергамо. Окончил Национальную академию драматического искусства, но еще студентом, в 1988 году, начал выступать на театральной сцене, в кино и на телевидении. Снимался в фильмах "Возвращение Дракулы", "Появившись на свет, уже не спрячешься", "Прощай, любимая" (премия "Золотой глобус" 2006 года в категории "лучший актер фильма"). Как участник картины "Со зверем в сердце" Кристины Коменчини выдвигался в 2005-м на "Оскара" за лучший иностранный фильм.
Александр Байер(Пьер Безухов)
- немецкий актер. Родился в 1973 году в Эрфурте (земля Тюрингия, территория бывшей ГДР). Живет и работает в основном в Цюрихе и Берлине. Известен прежде всего ролью в фильме "Легенды Риты" Фолькера Шлендорфа. Также в его послужном списке "Солнечная аллея", "Величайшее изобретение Грегора" и еще добрых два десятка фильмов разных режиссеров, преимущественно немецких. Выдвигался на премию Academy Awards (европейский аналог "Оскара") за роль в фильме Вольфганга Беккера "Гудбай, Ленин!", который был назван лучшей картиной 2003 года.
Клеманс Поэзи(Наташа Ростова)
- французская актриса. Родилась в 1982 году в Париже в семье учительницы и директора театра. С 14 лет на сцене. Известна ролями в фильмах "Лето Ольги", "Гарри Поттер и кубок огня" (где сыграла соперницу Гермионы - Флер Делакруа), в американском сериале "Откровения". Попробовала себя и в историческом кино, сыграв Марию Стюарт в ленте Би-би-си "Черный порох, измена и заговор", которая пока что российскому зрителю не известна.
Владимир Ильин (Кутузов)
- российский актер, народный артист России. Родился в 1947 году в Свердловске. Окончил Свердловское театральное училище. На экране дебютировал в 1985 году в телесериале "Следствие ведут знатоки". В его послужном списке - фильмы "Авария - дочь мента", "Сукины дети" (премия "Кинотавр" 1991 года за лучшую мужскую роль), "Анкор, еще анкор", "Жизнь и приключения рядового Чонкина", "Мусульманин", "Сибирский цирюльник" (премия "Золотой овен" 1999 года за лучшую мужскую роль второго плана, а также Государственная премия России 2000 года за участие в этой картине), "Хочу в тюрьму" (премии "Ника" и "Кинотавр" 1999 года за лучшую мужскую роль), "Турецкий гамбит", "Ландыш серебристый", "Ленинград"...