ДОВСЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Вчера Госдума поддержала внесенный Владимиром Путиным Закон о введении моратория на участие России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Произошло то, что и должно произойти. 14 июля нынешнего года мораторий был введен президентским указом, а теперь это решение облачено в форме закона.

Напомним предысторию вопроса. Этот договор, подписанный в 1990 году, устанавливал равенство по количеству танков, бронемашин, боевых самолетов и вертолетов, артиллерийских систем для НАТО и Варшавского договора. После того, как исчезли и Варшавский договор, и Советский Союз, договор потерял смысл, его надо было приспосабливать к новой реальности. Поэтому в 1999 году 28 стран Европы плюс США и Канада подписали так называемый адаптированный ДОВСЕ, устанавливающий квоты уже не для военных блоков, а для отдельных стран. Однако вне рамок соглашения оказались Латвия, Литва и Эстония, которые затем вообще оказались в НАТО. В образовавшуюся в Прибалтике "серую зону", ничего де-юре не нарушая, можно перебросить любые по численности военные группировки. И это уже постепенно происходит. В Прибалтике установлены радары для контроля воздушного пространства над Россией и Белоруссией. На базе Зокняй в Литве несет боевое дежурство отряд истребителей НАТО.
Если ориентироваться на потолки вооружений, то по адаптированному договору соотношение сил в Европе составляет в пользу НАТО приблизительно 2,7 к одному по авиации, 3 к одному по тяжелым вооружениям и 2 к одному по личному составу. Но и это полбеды. Адаптированный договор ратифицировали лишь Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. А страны НАТО до сих пор отказываются это делать, ссылаясь на то, что мы должны прежде до конца выполнить Стамбульские договоренности того же 1999 года о выводе своих баз из Грузии и Приднестровья. Как прояснил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров, "в международно-правовом такой увязки не существует". Кроме того, из Грузии базы фактически выведены, а в Приднестровье остались лишь склады боеприпасов в Колбасном. Там максимум 1,5 тысячи российских военнослужащих, несущих караульную службу. Если их убрать, содержимое хранилищ моментально "приватизируют" власти непризнанной республики.
Что мы хотим, заявляя о приостановке выполнения ДОВСЕ? Только одного: чтобы его ратифицировали и страны НАТО. Договор после этого, считает Сергей Лавров, сможет нормально, с учетом реалий осуществляться и модернизироваться. Иначе с какой стати нам соблюдать те самые ограничения, которые ограничивают только Россию? Тем более что США тем временем спокойно наращивают свое военное присутствие вдоль российских границ в Европе.
Компетентное мнение
Константин КОСАЧЕВ,
Председатель Комитета Госдумы по международным делам:
- Решение о приостановлении ДОВСЕ будет означать только прекращение предоставления информации, обмена инспекциями. Никакой гонки вооружений, никакой новой конфронтации после нашего решения не наступит.