Тернист путь к знаниям

Общероссийский народный фронт запустил всероссийский мониторинг «Дорога в школу» - акцию по проверке проблемных дорожных маршрутов

В течение месяца активисты ОНФ обещают реагировать на жалобы с мест, а самые вопиющие случаи протестируют лично. «Первая ласточка» из проверок в удмуртском райцентре Можга увенчалась интересными результатами.

Десанту проверяющих из республиканской столицы удивились местные жители — родители, бабушки и дедушки тех самых школьников, которые год за годом ежедневно вынуждены шагать за знаниями мимо полуразрушенных сараев и неосвещенных гаражей и пересекать федеральную автотрассу. Итоги рейда обещают подвести на круглом столе, но вот будет ли от этого прок? Ведь даже выездную проверку в собственном околотке предпочли проигнорировать участковые и представители ГИБДД — несмотря на то что «фронтовики» их приглашали.

Похожую картину увидели общественные контролеры на рейдах и в двух других регионах. К 54-й тульской школе дети вынуждены шагать по проезжим частям улиц Волоховская и Мезенцева просто потому, что альтернативы нет. Как нет и тротуаров (и это не в деревне Гадюкино, а в крупном областном центре!). Чтобы добраться до 88-й барнаульской школы, ученикам приходится преодолевать водосточную канаву на Павловском тракте, а по пути к 107-й школе алтайской столицы на улице Шукшина не ровен час свернешь шею, свалившись в неприкрытый земляной погреб...

Да, тернист путь к аттестату зрелости! И сами школьники это прекрасно понимают, как выяснили в рамках инициативного проекта «Мы считаем» социологи группы «Михайлов и партнеры. Аналитика». Больше половины из 1057 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет из 52 российских регионов выступают за реформы в школе. При этом собственно уровнем преподавания учебных дисциплин большинство (70% опрошенных) довольны. Что же не так? Во-первых, экзаменационная система (ну, это святое!) — ее предлагают изменить 11%. А дальше — учебная программа как таковая (вероятно, имеется в виду соотношение часов на предметы и их наполнение), система подачи знаний, финансирование и оснащение учебных заведений. И, конечно же, слишком высокая нагрузка.

На первый взгляд, рано нынче определяются школяры с выбором будущей профессии: таких 62% опрошенных, причем у респондентов старше 16 лет эта доля еще выше — 71%. Правда, где планы,а где мечты, различить трудно. Примерно поровну предпочтений собирают творческие профессии, медицина, сфера обслуживания, транспорт, IT, преподавание и охрана правопорядка. И ведь современного школяра отнюдь не назовешь меркантильным прагматиком! Хотя большинство по-прежнему настроены на получение вузовского диплома, а созданию семьи (29%) и высокому и стабильному доходу (32%) в качестве жизненной цели предпочитают карьерный рост (55%).

Впрочем, со взрослением типичные ответы на вопросы: «Кем хочешь быть?» многократно изменятся. «Современные профессии столь высокотехнологичны и организованны, что ни в 15, ни даже в 20 лет молодой человек не способен понять их всерьез и оценить», — считает психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям Александр Колмановский.

И все-таки родителям и учителям самое время начинать проговаривать с завтрашними выпускниками планы и перспективы. Без таких разговоров будущая жизнь предстает перед школьником в сплошном тумане. Розовом или не очень — какая разница...

Мнение эксперта

Мария Козлова, доцент кафедры общей социологии Высшей школы экономики

— Результаты опроса отражают подростковый оптимизм, когда многие вещи в жизни кажутся привлекательнее и проще, чем они есть на самом деле. В эту картину вписывается и высокий запрос к «интересным» и не очень, увы, денежным профессиям, к которым обычно тяготеют дети. Слишком же высокий уровень определенности в собственном образе будущего свидетельствует, что детские представления по-прежнему далеки от реальной картины на современном рынке труда с его глобальностью, востребованностью различных навыков и компетенций для конкретных проектов и нацеленностью на краткосрочные усилия.