МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

Все мы помним басню дедушки Крылова, в которой медведь прибил своего лучшего друга - мужика, пытаясь отогнать от него назойливую муху. Нечто подобное происходит и сейчас. В условиях, когда МВФ не собирается в ближайшее время давать деньги, а западные кредиторы, мягко говоря, не очень-то рвутся реструктурировать российский долг, правительство изо всех сил старается найти деньги и закрыть бюджетную дыру (пять миллиардов долларов), а также обеспечить выполнение дополнительных социальных программ (два миллиарда долларов). В результате предлагается зарезать практически единственную курицу, несущую золотые яйца. Речь идет о "нефтянке" и связанной с ней отечественной промышленности.

Благоприятная ситуация на мировых рынках энергоносителей кардинально изменила весьма сложное до этого финансовое положение большинства российских нефтяных компаний. По итогам прошлого года доля убыточных предприятий в нефтедобыче сократилась примерно с 40 процентов в 1998 году до 27 процентов, а в нефтепереработке - с 31 процента до почти 23 процентов. Общий объем прибыли в отрасли в 1999 году увеличился до 5,7 миллиарда долларов против двух миллиардов годом ранее. В нынешнем году финансовые показатели еще лучше: по итогам первого полугодия прибыль достигла почти пяти миллиардов долларов. Это позволило нефтяному сектору резко нарастить масштабы инвестиционной программы.
"Нефтянка" начала играть роль как раз того локомотива, о необходимости которого говорят все правительства на протяжении уже многих лет. По данным Госкомстата, капиталовложения в нефтедобычу в прошлом году возросли на четверть, а в 2000 году динамика инвестиций позволяет говорить уже о начавшемся инвестиционном буме. За первое полугодие прирост вложений превысил на 91,4 процента аналогичные показатели прошлого года. В нефтепереработке показатели несколько ниже (+84,9 процента). Напомним, что цифра, характеризующая аналогичные показатели для всей экономики, едва превышает 14 процентов.
Нефтяные рубли хлынули в машиностроение и металлургию. Доля отечественной продукции достигает 90 процентов закупок нефтяных компаний. По мнению специалистов, эти данные сильно занижены. В реальности масштабы инвестиционной программы нефтяного комплекса, с учетом лизинга, значительно выше объемов, фиксируемых официальной статистикой. Отечественные заводы впервые не справляются с заказами. На 2002 год нефтяники не смогли разместить заказы: все забито.
В общем, дела у нефтяников идут в гору, как их не пощипать. Оптимизировать налоги действительно надо, но правительство начало тотальное наступление на национальный нефтяной бизнес сразу по четырем направлениям. Рубить, так под корень! Оно без сомнений отказалось от своих же мартовских обещаний не менять правил игры в налоговой сфере в течение трех лет. Сейчас речь идет о полной их замене. Не только изымаются крупные деньги из промышленности, но и рушатся возможности инвестиционной деятельности. Какие там капиталовложения! В лучшем случае денег останется только, как говорится, на поддержку штанов.
ПЕРВОЕ направление правительственного наступления - значительное увеличение экспортных пошлин, хотя они и так чрезвычайно высоки. А ведь вся деятельность компаний, в том числе и в области капиталовложений, строилась на незыблемости шкалы пошлин, официально утвержденной правительством. Обещания давались самые твердые. Но не прошло и года, а нефтяникам говорят: нет, ребята, этого недостаточно, еще давайте денег.
Если сейчас изымают порядка 40 процентов прибыли, то в результате введения новых пошлин цифра увеличится до 65-70 процентов. Самое парадоксальное состоит в том, что правительство отказывается зафиксировать законодательно даже новую шкалу пошлин. Значит, в одно прекрасное утро выяснится: и этого недостаточно. Пошлины будут регулироваться не законом, а исключительно постановлениями правительства, которое легко отказывается от своих же обещаний и меняет правила игры едва ли не ежеквартально.
ВТОРОЕ. У правительства появилась еще одна "красивая" идея - ввести аукционный принцип доступа к нефтепроводу. Давайте называть вещи своими именами: планируется ввести дополнительный налог на нефтяные компании. С точки зрения закона такие действия весьма сомнительны, ведь налоги может вводить только Государственная Дума. С точки зрения здравого смысла такое решение вообще не вписывается в рамки современной экономики. Сама постановка вопроса выглядит несколько странно. Что это, возврат к раннему средневековью, когда сюзерен выбирал из нескольких баронов наиболее щедрого и отдавал ему какую-то область на разграбление? В цивилизованном мире, да и в нецивилизованном тоже, что-то не наблюдается взимания налогов на аукционной основе. Это чисто российское "ноу-хау". Пока говорят о четверти объема экспорта нефти, которая будет выставляться на аукцион. Но так считают "голуби". "Ястребы" прорабатывают совсем другой план. 25 процентов - лишь первый шаг, до середины года цифра вырастает до 50 процентов, к осени - до 75, а к новому, 2002 году - до 100 процентов.
Кроме того, что правительство хочет получить деньги любой ценой, никаких других объяснений подобным планам нет. Как нет и элементарного просчета, чем это может обернуться для нефтяной отрасли. Первыми "грохнутся" все средние и мелкие нефтяные компании. На аукцион может прийти любая структура, включая криминальную, закупить квоты и вести свою игру. В конце концов, две-три крупные нефтяные компании договорятся, скупят весь экспорт и станут диктовать цены. Авторов идеи такого развития событий, видимо, мало интересуют долгосрочные перспективы. Им нужны деньги, причем немедленно и много. А как будут планировать свою деятельность компании, если неизвестно, выиграют они завтра аукцион на прокачку нефти или нет?
ТРЕТЬЯ линия - ликвидация льготы по налогу на прибыль. Сейчас согласно закону 50 процентов средств, вложенных в производство, возвращается. Правительство выступило с инициативой отменить эту льготу. И тогда не будет разницы, куда ты вкладываешь деньги - в производство или в развитие игорного бизнеса, строительство "пирамид" или вообще выводишь их из страны и прячешь в оффшоры.
Таким образом, стимулы для капиталовложений изымаются. Это ударит по всем без исключения отечественным производителям, но по "нефтянке" больнее всего, потому что здесь из-за благоприятной конъюнктуры рост значительно выше, чем в среднем по промышленности. Вот и получается: чем больше вкладываешь денег в производство, тем больше платишь налогов. Лозунг прежний: главное - день простоять, да ночь продержаться, а что завтра будет - никого не интересует.
ЧЕТВЕРТАЯ тема - так называемые трансфертные цены. Правильнее их следует назвать внутрикорпоративными. Большинство наших читателей смутно понимают, что это такое, но чиновники должны разбираться в таких материях. Существует внутренняя цена, по которой добывающее предприятие продает нефть перерабатывающим подразделениям в рамках единой вертикальноинтегрированной компании. По образцу ведущих мировых фирм в вертикальноинтегрированных компаниях сосредоточено все производство: от добычи нефти на буровых до розничной продажи бензина. Но правительство делает вид, что об этом ему ничего не известно. Оно вносит поправки в Налоговый кодекс, смысл которых - лишить нефтяные компании статуса единого налогоплательщика. Если они пройдут, то каждое юридически зарегистрированное предприятие будет платить самостоятельно. Правительство заинтересовано в том, чтобы цена добытой нефти была как можно больше, тогда и налогов будет больше.
Чиновники считают трансфертные цены несправедливыми. А какие справедливые? - спрашивают нефтяники у налоговиков. Те отвечают: 2700 рублей за тонну (сейчас корпоративная цена составляет от 1300 до 1500 рублей). А почему не 2600 или 2800? Мытари, абсолютно не смущаясь, отвечают: мы посчитали, чтобы выполнить план по налоговым поступлениям в 2001 году, нужно тонну нефти продавать именно за 2700. И это логика экономического развития страны?
Как такая схема будет работать, поясним на примере. Возьмем ферму. Перестанем считать ее единым комплексом и будем платить налоги с каждого подразделения. Вот, скажем, накосили сена и решили его дать коровам. Но тут приходит налоговый инспектор и говорит: нет, сено надо продавать не по три, а по десять рублей, и налоги платить следует с этой суммы. Нам предлагают ввести конкуренцию между цехами и брать деньги на каждом этапе. Вот такая получается поддержка отечественного товаропроизводителя.
Не должны государственные чиновники регулировать цены. Иначе начнем с нефти и очень быстро дойдем до регламентации цен на колбасу и сыр. Они немедленно превратятся в остродефицитные товары и у магазинов вновь появятся очереди. Мы же это проходили и еще не забыли, что такое Госкомцен.
Трансфертные цены - это не абстрактное экономическое понятие. Каждый должен понимать, что если сейчас тонна нефти для перерабатывающего завода стоит полторы тысячи рублей, а под давлением властей цена вырастет почти в два раза, то разница попадет в себестоимость продуктов, то есть в бензин, дизтопливо, масла. Иначе надо предприятие закрывать. Кроме того, в начале года планируется увеличить акцизы на автомобильное топливо. Так вот, если все это подсчитать, то литр бензина в рознице будет стоить порядка двух долларов. Какой сегодня курс? Топливо - одна из весомых составляющих цены буквально во всех продуктах - от молока до электроэнергии. И что тогда можно будет купить на повышенную пенсию? Ни люди, ни промышленность, ни страна не выдержат таких цен. Однако чиновники считают, что это малореальный пессимистический прогноз. К сожалению, в современной России именно они и сбываются.
И это тем более вероятно, что правительство планирует начать наступление на нефтяной сектор сразу по всем четырем перечисленным направлениям. Но и это не все. Существует два вида нефти - Юралс (это в основном российское сырье) и более качественная - Брент. Обычно разница в цене между ними составляет в среднем полтора доллара. Виктор Христенко предложил считать Юралс Брентом. Экспортные пошлины зависят от цены, значит, у нефтяных компаний уведут еще миллионы долларов. Не надо забывать, что наше "черное золото" добывается в непростых климатических условиях и очень отдаленных районах, что и так негативно сказывается на себестоимости. К сожалению, это не единственный пример.
ОПАСНОСТЬ, что у нефтяников отберут почти все и сделают отрасль такой же бедной, как и остальная промышленность, весьма велика. Перечисленные фискальные идеи рушат саму основу дальнейшего развития нефтянки. Слишком уж дорогими могут оказаться сиюминутные деньги. Не лучше ли пойти по другому пути? Сейчас нефтяная отрасль растет в среднем на 5,5 процента. Это даст дополнительный прирост уже в следующем году в 18-20 миллионов тонн нефти, что означает дополнительные 2,5 миллиарда долларов в виде налогов. И это при нынешней налоговой системе, без увеличения таможенной пошлины. Надо поддержать этот рост, тем более что он благоприятно сказывается на промышленности.
В противном случае ситуация пойдет по другому сценарию. Следующий год "нефтянка" выдержит, так как деньги уже вложены. Но после того, как все отнимут, инвестиции прекратятся, о росте можно будет забыть. Правительство не получит не только дополнительных миллиардов, но и тех денег, которые собирает сейчас. К 2003 году начнется спад. Кстати, именно в это время наступит пик долговых обязательств России.
Оправдание, - что, мол, мы собираем деньги на святое дело, - социальные программы и государственные расходы, - не выдерживает критики. Все это похоже на медвежью услугу для подавляющего большинства россиян. Нельзя тратить больше, чем зарабатываешь, - это истина. Надо сокращать госрасходы или хотя бы увеличивать их пропорционально промышленному росту. Еще одна аксиома: нельзя тормозить промышленный рост во имя увеличения госрасходов. Мы опять бездарно проедаем деньги. Промышленность, задавленная налогами, не растет. Сегодня с нее можно вытрясти деньги, а что делать в 2002-м или 2003 году? Упадут цены на нефть, по политическим мотивам не удастся договориться об отсрочке по долгам. В бескорыстность Запада уже не верит никто, включая древних бабушек из глухих деревень. Впрочем, они-то никогда в это и не верили. В результате поддерживать нынешний уровень расходов будет просто не на что. Пойдет в ход испытанный прием - запуск печатного станка на полную мощь. Продержимся еще полгода. А потом - новый, более мощный крах промышленности, падение рубля. Мы опять вернемся в 1998 год.
Может, хватит? Правительству следовало бы четко осознавать последствия своих действий и взять политическую ответственность на себя, а не сваливать потом вину "на жадных нефтяников", "олигархов" и прочих вредителей. У авторов грядущего обвала должны быть конкретные фамилии.
Сегодня вопрос стоит так: пойдут инвестиции в национальную промышленность или нет? А людям, возглавляющим нефтяные компании, деньги в обывательском понимании не нужны. Они очень богаты. Сейчас они отстаивают свой бизнеса. Если же у них этого не получится, они уедут. А мы, оставшиеся, вновь будем искать ответ на вечный вопрос: "Что делать?"