08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОДДЕЛКИ - В ЛЮБОМ МАГАЗИНЕ

Если ничего не изменится, то уже через пару лет на российских прилавках почти невозможно будет найти подлинный товар - его оттеснят фальшивки. Таково мнение специалистов, прозвучавшее на конференции по проблемам защиты потребительского рынка от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции, организованной по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ. О том, насколько серьезна эта угроза для потребителя, рассказывает председатель комитета по торговле ТПП РФ Юрий ТВИЛДИАНИ.

- Где покупатель чаще всего сталкивается с поддельными товарами?
- Раньше это был рынок, сейчас контрафактные товары можно обнаружить в любом, даже очень солидном магазине. Практически каждый третий товар на прилавке - подделка. Среди винно-водочных изделий их 60 процентов, среди парфюмерии, косметики не меньше половины. Одежда, обувь, стиральные порошки, растительное масло, газированные напитки, бытовая электроника - словом, невозможно назвать товарную группу, где нет фальшивок. Имеются даже своего рода рекорды: 90 процентов напитков, продаваемых под названием "квас", - это газировки, насыщенные "химией", и настоящим квасом от них даже не пахнет.
Больше всего нарваться на подделку рискуют покупатели, которые следуют советам рекламы. А объясняется это тем, что чаще подделывают товары, которые активнее рекламируются. В этом списке - паста "Бленд-а-мед", порошки "Ариель" и "Тайд", мыло "Сейфгард", шампунь "Хэд энд Шолдерс". Не так давно на вещевых рынках Москвы эксперты отобрали образцы товаров, на которых стояла торговая марка "Проктер энд Гэмбл", и оказалось, что 70 процентов купленных изделий никакого отношения к этой торговой марке не имеет.
- Тогда что же это было, и чем мы рискуем, покупая поддельные товары?
- Рискуем не только деньгами, но и здоровьем. Попытки выяснить происхождение контрафактных товаров чаще всего приводят к границам Китая, Вьетнама, Кореи, Польши и Индии. Однако выявить по документам изготовителя фальшивок или поставщика очень сложно. Индустрия фальшивок накопила очень солидный опыт. Товар прогоняют через сеть мелких фирм-посредников. При этом плодятся копии сопроводительных документов, теряются первоисточники, и появляется множество сертификатов соответствия, как правило, тоже поддельных. Так прячется отправной пункт фальсификата. В результате правоохранительные органы не могут возбудить уголовное дело.
И здесь я хочу остановиться на очень важной стороне проблемы, которой участники конференции уделили большое внимание. Дело в том, что производство поддельной продукции является основой теневой экономики, поскольку именно она утаивается от легального оборота. Во многих странах в качестве эффективного средства борьбы с теневым оборотом с начала восьмидесятых годов успешно применяется голографическое маркирование товаров. Это позволяет быстро установить изготовителя подделки и изъять ее с рынка. Технический прогресс позволил сделать маркирование недорогим и необременительным для потребителя. Поэтому голографическая защита товаров введена в Венгрии, в Австралии, Турции, Мексике... Правительство РФ приняло постановление 601, которым ввело маркирование голограммами для компьютеров, аудио- и видеотехники. За небольшой срок действия, с октября прошлого года, принятые меры доказали свою эффективность. За полгода из нелегального оборота изъято более семи миллионов единиц подделок, благодаря чему на 1 миллиард 350 миллионов рублей увеличились поступления в бюджет.
Обследование, проведенное по заказу ТПП РФ, показало, что многие руководители предприятий положительно оценивают эти меры. Участники конференции рекомендовали правительству РФ распространить действие постановления 601 на импортные товары, ювелирные изделия и алкогольную продукцию отечественного производства.
- Подделка стоит дешевле оригинального товара, и если потребителю такая покупка выгодна, - что можно этому противопоставить?
- В том-то и дело, что, покупая подделку, мы всегда проигрываем, даже если нам кажется, что покупка выгодна из-за более низкой цены. По бросовой цене продается "поддельное качество", одна только наклейка, имеющая внешнее сходство с настоящей фирменной маркой. А под этой наклейкой - водопроводная вода вместо минеральной или вместо элитного табака фирменных сигарет - загрязненный и отбракованный. В лаборатории Союза потребителей России была проведена экспертиза некоторых продуктов массового спроса, которые постоянно присутствуют в продаже в большинстве городов. Эксперты установили, что в питание непригодны 48 процентов консервированной тушенки, паштетов и голубцов, 43 процента круп и 41 процент чая. Но все это регулярно поступает в продажу и так же регулярно раскупается. Так же, как и спиртсодержащая отрава. За первое полугодие 2000 года закрыто 1766 подпольных цехов по производству алкоголя, но за это же время от отравлений поддельной водкой умерло в полтора раза больше людей, чем за тот же период 1999 года. Такова истинная цена фальшивок на наших прилавках.
Есть и другая опасность, не связанная напрямую с контрафактной продукцией. Это отсутствие контроля за использованием продуктов, полученных с помощью новейших биотехнологий. Всевозможные пищевые добавки, консерванты, красители, ароматизаторы и стабилизаторы, обозначенные индексом Е, часто содержат компоненты, запрещенные к использованию в пищевом производстве в развитых странах. А у нас это проходит. Генетически измененная соя закупается и завозится сейчас к нам в огромных количествах. Это дешевое сырье не считается в развитых странах пригодным для производства продуктов. У нас его массовым порядком используют почти все мясокомбинаты для выпуска консервов и колбас. Словом, обман покупателей и прямые убытки владельцев товарных знаков и государства достигли таких масштабов, что сейчас уже срочно требуются общенациональные меры противодействия.
- Самое время ответить на тривиальные вопросы: кто виноват? и что делать?
- Присутствие поддельных опасных товаров на потребительском рынке довольно долго никого особенно не беспокоило. Рассуждали примерно так: ну налепили где-то маек с символикой известной спортивной фирмы или сигарет под "Мальборо" наделали, так ведь и продают это все по дешевке нашему не очень богатому народу и в основном на барахолках. Понятно, что если хочешь иметь подлинный продукт, иди в приличный магазин и плати совсем другие деньги. Убытки зарубежных компаний вообще в расчет не принимались - переживут, они и так богатые. Так было в первые годы реформ.
Сегодня, когда доля фальсификата стремительно увеличивается, серьезные убытки несет не только предпринимательское сообщество, но государство и общество в целом. В мае этого года Россия попала в список стран, где отсутствует адекватная система защиты интеллектуальных прав. Надо расценивать это как жесткое предупреждение цивилизованного мира. Серьезные зарубежные компании просто перестанут иметь с нами дело. Свои потери они и так уже оценивают в сотни миллионов долларов в год.
Чтобы хотя бы начать выход из этой кризисной ситуации, надо создать правовую основу общенациональной системы защиты потребительского рынка от фальсифицированной продукции. Проекты нескольких законов уже направлены участниками конференции в органы законодательной власти. Если необходимо, Торгово-промышленная палата готова провести совместное обсуждение проекта Закона "О товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров" с участием всех заинтересованных сторон, чтобы в кратчайшие сроки этот правовой акт мог поступить на рассмотрение законодателей.
Самое время ускорить разработку нормативных актов, вытекающих из обязательств, которые Россия взяла на себя в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности еще в 1996 году, когда был подписан договор "О законах по товарным знакам".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников