06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОРИС ГРЫЗЛОВ: АНТИТЕРРОР - ЭТО ЗАЩИТА ДЕМОКРАТИИ

- Борис Вячеславович, как идет работа по совершенствованию антитеррористического

- Борис Вячеславович, как идет работа по совершенствованию антитеррористического законодательства, какие инициативы уже реализованы?
- После произошедших в нашей стране трагических событий депутаты Госдумы во взаимодействии с правительством оперативно разработали более 200 антитеррористических инициатив, из которых 40 легли в основу законопроектов. Ряд из них был рассмотрен на осенней сессии. На минувшей неделе в палату поступили наиболее важные законопроекты: "О противодействии терроризму" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте". Последний документ на пленарном заседании палаты 3 декабря уже был принят в первом чтении. В них меняется концепция подхода к проблеме терроризма, совершенствуются правовые основы противодействия террору во всех его проявлениях в контексте выполнения Россией резолюций Совета Безопасности и ратифицированных международных конвенций.
- Расскажите подробнее о законопроекте, предусматривающем ужесточение мер безопасности на авиатранспорте.
- 11 сентября 2001 года все мы были свидетелями террористической атаки с использованием самолетов в Америке. В августе этого года террористки-смертницы взорвали два российских авиалайнера, которые направлялись из Москвы в Сочи и Волгоград. Эти и другие происходившие в мире трагические события показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса, что побудило ряд государств, в том числе Россию, принять дополнительные меры защиты авиатранспортной инфраструктуры и воздушных судов. Одна из них - привлечение милиционеров к сопровождению воздушных судов и обязательный досмотр пассажиров как до полета, так и после приземления самолета. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов будут наделены полномочиями по обеспечению безопасности на объектах гражданской авиации в целом, а также досмотру членов экипажа, обслуживающего персонала, багажа, почты, грузов и бортовых запасов. Эффективность реализации этого закона в первую очередь будет зависеть от самих сотрудников милиции, их профессионализма и личной ответственности. Ведь если бы оперуполномоченный по борьбе с терроризмом аэропорта "Домодедово" с должным вниманием отнесся к проверке уже фактически задержанных террористок, это могло бы спасти многие жизни. В связи с этим МВД придется больше внимания уделять кадровой политике; обучение будущих специалистов транспортной милиции уже проводится, а первые выпускники приступили к исполнению своих обязанностей.
- Особый общественный резонанс вызвал упомянутый вами законопроект "О противодействии терроризму". Не приведет ли он к нарушениям принципов демократии, прав человека?
- Совершенствование этого законопроекта по мере прохождения в Думе вполне возможно, но таких изменений, о которых вы говорите, не произойдет. Это принципиальная позиция большинства депутатов Государственной Думы: именно терроризм сегодня является главной угрозой демократическим принципам и правам человека. Представленный группой депутатов фракции "Единая Россия" законопроект направлен на защиту прав человека и демократических принципов, а не против них.
Важно отметить, что в нем впервые законодательно прописывается социальный аспект, связанный с реабилитацией пострадавших при антитеррористической операции и возмещением ущерба по ее завершении. Кроме того, в законопроекте существенно расширена статья, предусматривающая информирование общественности об обстоятельствах, связанных с террористической акцией. Определены и условия деятельности СМИ по освещению подобных кризисов, которые призваны обезопасить жизнь как простых граждан, так и представителей власти или сотрудников силовых структур.
- В России с 1998 года уже действует Закон "О борьбе с терроризмом". Зачем понадобилось менять понятие "борьба" на термин "противодействие"?
- За шесть лет со времени принятия Закона "О борьбе с терроризмом" документ неоднократно подвергался корректировке. В современном обществе изменился подход к оценкам угроз, к мерам и тактике противодействия. Такое название соответствует политике государства, его задачам по пресечению террористических устремлений на самых разных стадиях. "Борьба" - более узкое понятие и, скорее, отражает действия спецслужб, непосредственно направленные на прекращение террористических акций, и в малой степени - на решение вопросов предупреждения терроризма. "Противодействие" - это более широко и охватывает не только действия спецслужб и правоохранительных органов, но и органов государственной власти, направленные на предупреждение терроризма. Кроме того, данная формулировка позволит сблизить в правовом отношении этот проект с недавно принятым Законом "О противодействии экстремистской деятельности".
Законопроект "О противодействии терроризму" по-новому определяет принципы, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму. Большое внимание уделено разработке самого понятия "терроризм". Предложенное определение соответствует международному праву, единым подходам, отраженным в итоговых документах международных дискуссий, конференций, семинаров. В проекте исключено понятие "корыстные цели" и отражено, что терроризм - явление политическое. Разработчиками использован концептуальный подход, рекомендованный модельным законом "О борьбе с терроризмом", который был принят в апреле 2004 года Межпарламентской ассамблеей СНГ.
Главным отличием этого документа от действующего законодательного акта является введение понятия "режим террористической опасности". В действующем законе предусмотрены режимы "чрезвычайного положения" и "контртеррористической операции". При этом хотелось бы обратить внимание на то, что новый режим вводится при получении информации о возможной подготовке или угрозе теракта не более чем на 60 дней на отдельных объектах, в населенных пунктах, на территориях одного или нескольких субъектов РФ. Решение об этом принимает председатель правительства России, одновременно являющийся главой Федеральной антитеррористической комиссии, который информирует президента. Его же указанием создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ. В экстренных случаях режим "террористической опасности" может ввести глава субъекта Федерации на основании информации начальника регионального подразделения ФСБ. В проект закона впервые включены вопросы деятельности региональных антитеррористических комиссий, их статуса и функций. Кроме того, содержатся действующие при режиме "террористической опасности" меры. В частности, вводится ограничение или запрещение на передвижение транспорта и пешеходов по улицам, приостанавливается деятельность опасных производств, усиливается охрана важных объектов. К тому же в законопроекте прописан правовой механизм привлечения Вооруженных сил с правом применения оружия и боевой техники, но для введения этой нормы соответствующие изменения необходимо ввести и в Федеральный закон "Об обороне". Над этим активно работают профильный комитет вместе с правительством, Министерством обороны. Депутаты следят, чтобы не затягивался процесс совершенствования антитеррористического законодательства в целом.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников