ДО ТЕГЕРАНА - РУКОЙ ПОДАТЬ

За десятилетие Москва заключила договоры о партнерских отношениях с 2,5 сотнями городов из разных стран мира. Правда, путь от протокольного соглашения до реального экономического взаимодействия, дающего выгоду, не так уж прост. В этом убедился наш корреспондент, в составе московской делегации посетивший столицы Ирана и Армении.

"Еще в 1995 году мы подписали первое соглашение между Москвой и Тегераном, но дружба дружбой, а наладить эффективные экономические связи тогда так и не удалось", - признался на встрече с первым вице-президентом Ирана доктором Мохаммедом Реза Арефом Юрий Лужков.
Поэтому нынешние переговоры с руководителями Ирана и мэром Тегерана Махмудом Ахмади Нежадом не только пестрели дипломатическими улыбками, но и содержали элемент "разбора полетов". Доктор Ареф подчеркивал, что для его страны сотрудничество с Россией - один из приоритетов: "А укрепление отношений между столицами приближает нас к этой цели". Но не скрывал и проблем: существует договор о закупке у России пяти самолетов "Ту", но самих самолетов пока нет, возникли серьезные задержки в реализации совместной космической программы, сорваны графики строительства АЭС в Бушире. А вот и камешек в огород Лужкова: товарооборот между Москвой и Тегераном - 23 миллиона долларов, но при этом налицо перекос: южане больше покупают, а сами не могут пробиться на московский рынок.
Так родилось решение о том, что в Москве начнется строительство крупного оптово-розничного рынка для иранских товаров. Возведут его тегеранские строители, а чтобы экзотические фрукты на прилавках были всегда свежими, одна из иранских морских компаний обязалась доставлять их самым кратчайшим путем - через Каспий, а затем по речной системе. С этой же целью рынок расположат рядом с Южным портом: с корабля - сразу к покупателю.
Кроме того, Тегеран готов поставлять в нашу столицу керамику и персидские ковры, халву и лекарства. Или же построить в Москве свою фабрику по производству лекарств.
О том, как непросто прийти к взаимному доверию, говорят такие забавные эпизоды. В разгаре встречи с предпринимателями в Торгово-промышленной палате Тегерана Юрий Лужков обещает, что Москва будет рада предоставить площади в аренду любому иранскому бизнесмену. И тут же к нему подходит седовласый иранец: "Я - этот "любой". И протягивает предложение (о создании двух магазинов персидских ковров) на русском языке. Лужков, ознакомившись, визирует и передает документ через стол одному из своих чиновников. Но иранец перехватывает бумагу, убегает, чтобы сделать ксерокопию, и лишь после того передает документ адресату. Дескать, если вы "решите потерять" оригинал - у меня есть второй экземпляр. Другой предприниматель (хозяин завода горной техники) и вовсе предлагает сделать стенограмму встречи и всем ее подписать: "чтобы ничего не осталось на словах". Лужков делает очень суровое лицо и еще раз подчеркивает: "Я ни разу не нарушил своих обещаний".
Вот в такой рабочей обстановке и родился итоговый документ, который в отличие от предыдущих, декларативных, содержит вполне конкретные задачи - "Меморандум об установлении побратимских отношений между Москвой и Тегераном". В нем говорится о совместной работе по строительству метро и автодорог, переработке твердых отходов и созданию ТЭЦ, режиме благоприятствования для малого совместного бизнеса... Кстати, Москва и Тегеран живут в разных эпохах: Юрий Лужков подписал этот меморандум 1 декабря 2004 года, а доктор Ахмади Нежад - 11 азара1383 года, но оба уверены, что и это не помешает сближению столиц. А чтобы не было лишней путаницы в датах при платежах, решили создать в Тегеране филиал одного из московских банков.
Ну а одним из признаков возросшего доверия со стороны Ирана к Лужкову стало то, что ему показали объекты, связанные с безопасностью тегеранского метро, позволили войти в женский вагон поезда (для страны со строгими нравами это первый такой случай), а потом предложили провести состав с пассажирами через несколько станций. Как раз на той ветке метро, к строительству которой, вероятно, уже вскоре подключится Московский метрострой.
Визит в Ереван складывался на первый взгляд значительно проще. Естественно, ведь торговое сотрудничество насчитывает уже не один год. Еще в аэропорту Лужков заметил: "После моего прошлого визита в Ереван товарооборот между столицами вырос в два раза, теперь ждем не менее впечатляющих результатов". Эти результаты прояснились в ходе переговоров с премьер-министром республики Андраником Маркаряном и мэром Еревана Ервандом Захаряном. Согласно договору между столицами на 2005 - 2007 годы экономический эффект от сотрудничества вырастет в пять раз. Впрочем, Лужков призвал не предаваться восторгам: "Сейчас наш товарооборот составляет всего 74 миллиона долларов в год. А между Москвой и Белоруссией он достигает 6 миллиардов - вот к чему нужно стремиться".
Мэры Москвы и Еревана заложили капсулу в фундамент жилого дома - первого, который здесь построят москвичи после распада СССР. Следом начнется строительство Дома культуры, науки и бизнеса Москвы, для него подготовлено лучшее место - возле мэрии Еревана. В свою очередь, в Москве выделены участки для двух армянских рынков - оптового и розничного, гостиницы и делового центра Армении. Кроме того, павильон "Армения" на ВВЦ отдадут в аренду предпринимателям из этой страны.