НАШ "ОРЕШЕК"

Сегодня в прокат выйдет фильм "Личный номер". Блокбастер исполнен по канонам голливудского

Сегодня в прокат выйдет фильм "Личный номер". Блокбастер исполнен по канонам голливудского кинематографа. При постановке трюков задействовано восемь вертолетов, два истребителя-бомбардировщика, четыре самолета ИЛ-76, один корабль специального назначения, несколько десятков машин. Главные роли исполняют Алексей Макаров, Вячеслав Разбегаев, английская актриса Луиза Ломбард и американец Джон Эймос. За несколько дней до премьеры нам удалось побеседовать с режиссером "Личного номера" - Евгением ЛАВРЕНТЬЕВЫМ.
- Картина основана на реальных событиях, связанных с захватом театрального комплекса на Дубровке, взрывами жилых домов в Москве. И отталкиваясь от этих фактов, мы излагаем одну из возможных версий (я подчеркиваю это слово), объясняющих трагические факты недавнего времени. Эти события по сценарию тесно переплетены с военными действиями в "горячих точках", а в гуще событий - майор российских спецслужб Алексей Смолин (Алексей Макаров). Ему удается предотвратить крупный теракт в Риме.
- Наверное, съемки такого фильма не обошлись без ЧП?
- Когда мы снимали в Карачаево-Черкесии, у нас дважды переворачивался джип. Внутри находились актеры, а не каскадеры. Первый раз во время резкого разворота машина перевернулась с сидевшей за рулем Луизой Ломбард. К счастью, актриса не пострадала. И чуть позже та же самая машина перевернулась опять, но уже со мной и Алексеем Макаровым. К его плечу был прикреплен взрывпакет с кровью. Произошел запланированный взрыв, но из-за того, что в момент взрыва у него резко дернулось плечо, Алексей не справился с управлением. Макаров упал на сидевшего рядом с ним пиротехника и сломал тому плечо. Ну а на меня свалилась девушка-каскадер.
- Я слышал, что во время съемок были взорваны несколько грузовиков.
- По сюжету фильма российские войска ракетным ударом стирали с лица земли базу террористов: палатки, загоны для скота, бочки с горючим, грузовики, скрытые в песках Афганистана. Съемки этого эпизода проходили в пустынном месте Калмыкии, все местные жители были нами заранее предупреждены и изолированы на безопасное расстояние.
- А в Москве какие-либо трюки снимались?
- Да, и немало. Например, один эпизод, заставивший всю съемочную группу вздрогнуть, произошел на Ленинском проспекте. Кортеж из 20 автомобилей ДПС сопровождал БТР с террористами от захваченного здания к ближайшему аэропорту. По сценарию, на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов неожиданно для милиционеров террористы решают вырваться из сопровождающей колонны, резко поворачивают в сторону, разбивают машины ограждения и уезжают. Но поскольку раньше никогда подобных трюков с БТР не проводилось, заранее предвидеть все детали было просто невозможно. БТР передними колесами подмял под себя машины ДПС и затем как с трамплина на несколько секунд взмыл в воздух. Это было не запланировано, поэтому трудно передать словами, что мы все пережили, увидев 12-тонную махину в полете.
- А есть ли в фильме какие-либо элементы мелодрамы, лирики, эротики?
- В американской традиции жанра герою фильма свойственно, спасая человечество, по ходу дела устраивать и свои любовные дела. Я не считаю, что это плохо, но мы ставили перед собой задачу снять зрелищный, но сдержанный по подаче фильм, в котором нет американской разухабистости и лихости, связанной с сексом, изменами и так далее.
- "Личный номер" снимался при поддержке не только правительства Москвы и Минкульта, но еще и ФСБ, МВД. Не тесно ли было работать в рамках жестких ограничений, вытекающих из социального заказа?
- Силовики высказывали свои пожелания, и это, конечно, учитывалось. Но никто не заставлял создавать сверхположительный образ бойца ФСБ. Перед режиссером стояла единственная задача, чтобы в течение одного часа сорока трех минут зритель не мог оторваться от экрана. Поэтому во время съемок я обращал внимание не на политическую конъюнктуру, а на развитие интриги, на убедительность игры актеров, на выразительность картинки.
- В жанре "экшен" силен Голливуд, где подобные фильмы пекут как слоеные пирожки. Наш кинематограф всегда играл "на другом поле". Так стоит ли нам браться за жанр, в котором мало шансов обогнать Америку?
- У Люка Бессона есть фраза, которую я считаю для себя догмой: "Кино - это территория, не занятая никем". Я считаю, что по событийной насыщенности, по жесткости ритма, по разнообразию фактуры наш фильм вполне конкурентоспособен с американским кино. Посмотрим, как к нему отнесется зритель. Надеюсь, у "Личного номера" есть шанс доказать, что российский кинематограф может достойно выступать в жанре "Крепкого орешка".