Для России ВАЗ - это больше чем просто автозавод. Построенный в 1970 году с итальянской помощью, он долгое время выпускал, по сути, модификацию итальянского автомобиля "ФИАТ-124". Долгое время "Жигули" были мечтой российских автолюбителей. Предполагалось, что при довольно низкой цене эта машина сможет насытить необъятный советский рынок. Мечта оказалась несбыточной. Во времена СССР очереди на новенькие "Жигули" тянулись годами: желающих приобрести роскошный по тем временам автомобиль было с избытком. Вокруг тольяттинского завода пышным цветом расцвел криминал. Вытеснить его с предприятия удалось с большим трудом и совсем недавно. Во многом это было связано с приходом в компанию новых менеджеров - из холдинга "Рособорнэкспорт", во главе которого стоял друг президента РФ Сергей Чемизов. Вскоре после его прихода появилась информация о том, что АвтоВАЗ ищет стратегического партнера.
Предстоящее заседание совета директоров было окутано плотной завесой секретности. В пресс-службе предприятия, ссылаясь на корпоративные правила, отказывались даже сообщить, состоится оно или нет. Подтверждение того, что оно все-таки идет, удалось получить лишь в администрации Самарской области. Там же сообщили, что в нем участвует губернатор области Владимир Артяков, к слову бывший в 2005 - 2007 годах председателем совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" и президентом ООО "Группа АвтоВАЗ". Вместе с тем информация о том, что на заседании будет обсуждаться вопрос о стратегическом партнерстве, появилась в прессе еще в начале недели.
Ниже всего аналитики оценивали шансы Renault. Ранее в московском представительстве французской компании подтвердили, что такие переговоры ведутся, однако отказались комментировать планы по приобретению акций АвтоВАЗа. В Тольятти к возможному приходу французов относились настороженно. В частных беседах менеджеры завода жаловались на то, что Renault "хочет получить полный контроль над предприятием", на что никто не пойдет". К тому же французы и без АвтоВАЗа удачно освоились в России, наладив в столице на заводе "Автофрамос" производство малолитражных "Логанов" (их цена - 11 тыс. долларов вполне сопоставима с жигулевской).
Более высокими эксперты оценивали шансы GM. "К плюсам американцев можно отнести долгую совместную работу с АвтоВАЗом, - заявили "Труду" в Национальной ассоциации автомобильных компонентов. - Кроме того, в сегменте доступных бюджетных автомобилей у них очень сильные позиции". Минусом аналитики считают сложности, которые периодически возникали на СП GM-АвтоВАЗ. В частности, GM обвиняют в том, что компания не захотела делиться с АвтоВАЗом технологиями по производству новой Opel Corsa. На что летом очень рассчитывало руководство Волжского автогиганта.
Среди фаворитов же аналитики чаще всего называли итальянский Fiat и канадскую Magna. "На ВАЗе многие отдают предпочтению итальянцам, - заявил "Труду" один из менеджеров АвтоВАЗа. - Это предпочтение не вызвано историческим прошлым. Все более прагматично: Fiat может предложить более интересные модели". Летом руководство АвтоВАЗа уже заявляло, что компания ведет переговоры с итальянцами о покупке платформ для автомобилей класса "А" и "В". На их базе автогигант хотел создать новую дешевую микролитражку, которая заменит нынешнюю "Оку", а также второе поколение "Калины". Планировалось, что будет выпускаться 100 - 150 тысяч автомобилей в год. Были планы организовать с Fiat и СП по ежегодному производству 1 млн. двигателей объемом от 1,4 до 2,2 литра. В итальянской компании позже не подтвердили переговоры. Однако, судя по всему, они продолжались.
Не менее высоко аналитики оценивали и шансы Magna. Особое внимание обращалось на то, что одним из ее совладельцев является Олег Дерипаска, которому принадлежит еще и ОАО "ГАЗ". В руководстве "Русских машин" не отрицают, что очень заинтересованы в приобретении пакета акций АвтоВАЗа.
Аналитики предполагают, что "Рособоронэкспорт" и Troika Capital Partners (одна из структур "Тройки Диалог") могут продать стратегическому партнеру часть своего пакета, который после погашения казначейских акций АвтоВАЗа превратится в блокирующий. В январе, по информации газеты "Коммерсантъ", должно состояться внеочередное собрание акционеров АвтоВАЗа, которое может одобрить присоединение к нему "дочерних предприятий" - АВВА, ЗАО ЦО АФК и ЗАО ИФК. "Дочки" владеют 66,5 процента его голосующих акций. Акции, возможно, будут переведены на баланс АвтоВАЗа и погашены им как казначейские. Одновременно автогигант должен провести дополнительную эмиссию обыкновенных акций в размере 17,7 процента от нынешнего уставного капитала. В результате структура акционерного капитала АвтоВАЗа может стать следующей: 75 процентов плюс одну акцию завода получат ФГУП "Рособоронэкспорт" и Troika Capital Partners (структура "Тройки Диалог"), около 15 процентов будут у миноритариев, а еще 10 процентов - на счете неустановленных лиц.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АКЦИЙ АВТОВАЗА
Владельцы "АвтоВаза" в ближайшее время планируют присоединить к нему дочерние предприятия, делается это для того, чтобы упразднить систему перекрестного владения акциями. В настоящее время структура владения акциями "АвтоВаза" "закольцована", то есть дочки компании являются ее же акционерами: по состоянию на 30.09.07, "АвтоВазу" принадлежали 85,9% акций AVVA, 50% ЦО АФК и 51% ИФК. В свою очередь эти компании владели 36,55%, 27,88% и 2,08% акций "АвтоВаза" соответственно. Таким образом, пакет дочек включал в себя 66,51% голосующих акций завода (это 59,66% от его уставного капитала). Изменение структуры собственности необходимо в первую очередь для продажи блокирующего пакета акций внешнему акционеру.
БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ ПРОКАТИЛСЯ НА НАРОДНОМ АВТОМОБИЛЕ
В 1994 году Борис Березовский возглавил созданный им же Автомобильный всероссийский альянс (АВВА) и пообещал акционерам народный автомобиль - "Жигули" по доступным ценам. Доверчивые сограждане отдали ему 50 миллионов долларов, но производство дешевых машин так и не началось.
Еще один автомобильный проект Березовского - ЗАО "ЛогоВАЗ". Эта фирма стала крупнейшим дилером АвтоВАЗа. Причем в состав "ЛогоВАЗа" Березовский включил высшее руководство автогиганта. Поэтому малолитражки его фирма получала по цене почти на треть ниже стоимости. Более того, как выяснила Генпрокуратура, с 1994 по 1996 год "ЛогоВАЗ" получил с конвейера совершенно бесплатно свыше 2300 машин. За счет этого компания и процветала, скупив в Москве и Питере одной только недвижимости на 300 миллионов долларов. А Борис Березовский с накопленным на этом проекте капиталом пошел в политику.
ВЛАДИМИР КАДАННИКОВ: ОТ "КОПЕЙКИ" ДО LADA KALINA
Вначале Владимир Каданников попал на ГАЗ, но в 1967 году переехал в Тольятти. Именно с этим городом он был связан теснейшим образом последующие 28 лет. В 1969 - 1971 годах руководил делегацией ВАЗа на Туринском заводе компании Fiat, ставшей партнером волжан. С 1976 по 1986 год Каданников последовательно - заместитель гендиректора по производству, первый заместитель гендиректора объединения АвтоВАЗ и директор научно-технического центра. В 1988 году трудовой коллектив избрал его гендиректором "Волжского объединения по производству легковых автомобилей". Пост председателя совета директоров Каданников впервые занял в 1993 году, с 1994 по 1996 годы являлся гендиректором - президентом компании. В 1996 году был назначен первым зампредом правительства РФ, но уже в ноябре того же года вернулся на АвтоВАЗ, где вновь становится председателем совета директоров вплоть до своей отставки 27 октября 2005 года.