ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КУКЛАХ

Вчера в столичной "Галерее Анастасии Чижовой" открылась уникальная выставка произведений Олины Вентцель "История человечества в куклах". К сожалению, сама художница не дожила до этого события, скоропостижно скончавшись три недели назад.

Над своим масштабным проектом, включающим 200 кукол, Олина Дмитриевна трудилась круглыми сутками, как будто боялась не успеть. В этой экспозиции в образе кукол предстали знаменитые правители мира, среди которых Клеопатра, Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, поэты Гомер, Данте, Пушкин, сказочник Андерсен и его герои. Автор готовила всю эту славную компанию для персональной выставки в Париже, которая откроется в столице Франции в январе будущего года. Но первыми ее увидели москвичи. Так решили владельцы "Галереи Анастасии Чижовой", которой принадлежит последняя коллекция Олины Вентцель.
А вообще-то ее авторские работы осели во многих галереях Европы и Америки. Не секрет, что западный мир переживает бум на декоративные куклы, которыми богачи украшают свои дворцы и виллы. Между тем, куклы Олины Вентцель, как правило, имеют русское происхождение - это и герои ее серии "Пушкинский бал", и цикл "Семья Романовых". Художница создавала свои творения, словно пытаясь вернуть отнятое у нее детство. Ее родителей сослали в лагерь, откуда они не вернулись, и девочка осталась сиротой. В детском доме она мечтала о красивой кукле, которой могла бы доверять свои сокровенные тайны.
Через много лет, став известным театральным художником, Вентцель решила осуществить давнюю мечту и своими руками сотворила первую свою куклу. Потом создала куклу, олицетворяющую образ юности - нежную, белокурую, с бледным, словно прозрачным, лицом. Когда художница работала над образами дочерей последнего российского императора Николая Второго (серия "Семья Романовых"), она вспоминала стихи Георгия Иванова: "Какие прекрасные лица, и как безнадежно бледны - наследник, императрица, четыре великих княжны".
Удивительно еще и то, что все куклы Вентцель одеты в костюмы своей эпохи. Например, платье итальянки Коломбины выполнено вручную из старинной ткани XVIII века. Олина Вентцель отыскивала лоскутки драгоценной материи по блошиным рынкам, по антикварным лавочкам, но никогда не допускала, чтобы ее героиня появилась на свет в чужеродном одеянии. Олина Дмитриевна, будучи известным художником по костюмам (кстати, ее дипломной работой был костюм Гамлета для Иннокентия Смоктуновского в знаменитой экранизации Григория Козинцева), знала, как лучше подобрать костюм для той или иной эпохи. Правда, когда она создавала куклы в человеческий рост, то за шитьем нарядов приходилось изрядно помучиться...
На выставке "История человечества в куклах" возникает ощущение, что все они - живые, что каждая из них обладает своим характером и своей пластикой. Вне всякого сомнения, Олина Вентцель создала свой мир, свое королевство, в котором живут идеальные люди - куклы. Пусть это и хрупкий мир, разрушить который можно одним взмахом руки, но мир - прекрасный.