5 вещей, которые вам надо знать про мокьюментари

Почему игровые фильмы все чаще прикидываются документальными

В декабре начинаются съемки нового фильма Тимура Бекмамбетова «Аполлон 18», который будет сделан в жанре мокьюментари. «Труд» объясняет, почему псевдодокументальное кино так популярно в мире и когда бум мокьюментари захлестнет Россию.

В эпоху тающего доверия к СМИ, когда любой телевизионный сюжет может оказаться фальшивкой, а программа Photoshop для обработки реальности установлена практически на каждом персональном компьютере, жанр мокьюментари становится все более популярным. Используя псевдодокументальную стилистику, часто имитирующую хронику и новостные сюжеты, режиссеры издеваются над тотальной верой зрителей в «картинку», будь то простая фотография, документальный фильм или телевизионная передача.

Что такое мокьюментари

Сам термин «мокьюментари» происходит от слияния двух английских слов — mock (подделывать, издеваться) и documentary (документальный). Впервые термин в одном из интервью употребил режиссер Роб Рейнер в середине 80-х — именно его картину «Это Спайнел Тэп» (1984) о вымышленной группе рокеров-неудачников считают основоположником жанра.

Откуда оно взялось

«Классический пример мокьюментари, правда, в сфере радио, — это радиоинсценировка романа „Война миров“ Герберта Уэллса, которую сделал Орсон Уэллс еще в 1938 году», — рассказывает киновед Кирилл Разлогов. В начале эфира Уэллс предупредил слушателей, что вся передача является инсценировкой, но те, кто включил приемник позже, стали свидетелями невероятного репортажа с места событий: на Землю высадились марсиане и готовились захватить планету.

Как мокьюментари связано с информационным бумом

«Предпосылкой к появлению мокьюментари, с одной стороны, стало развитие цифровых технологий и их доступность, а с другой — развитие телевидения как тотального образа мира», — считает Кирилл Разлогов. Мокьюментари стало набирать популярность в эпоху бурного развития телевидения и интернета. Ведь каждый день на зрителей и читателей обрушивается поток информации, которой привыкли верить.

Почему этот жанр так популярен

Именно к тотальной доверчивости публики апеллируют режиссеры-мокьюментаристы. Умело подделывая любой документ, они девальвируют само понятие документальности. Авторы мокьюментари бьют по всем фронтам: подделывают сенсационные репортажи, научно-популярные фильмы и даже леденящие телевизионные сюжеты из разряда «невероятно, но факт». «Мокьюментари сознательно предоставляют зрителям возможность для своего разоблачения. Этим они отличаются от фальшивок и полудокументальных лент, выдающих себя за документалистику», — утверждает киновед Виктор Матизен.

Когда бум мокьюментари придет в Россию

В России жанр мокьюментари пока не так популярен, как на Западе. Виктор Матизен связывает данную ситуацию с тем, что этот жанр появился у нас сравнительно недавно. Первый фильм в жанре мокьюментари у нас появился только в 1992 году — это были «Два капитана-2» Сергея Дебижева.

Хотя первое упоминание термина «мокьюментари» по отношению к российскому фильму было связано с триумфальным появлением ленты «Первые на Луне», где Алексей Федорченко умело спародировал великий отечественный миф о том, что россияне были первыми во всем и везде — даже на Луну умудрились слетать в 1938 году.

Виктор Матизен предполагает, что в скором будущем волна мокьюментари дойдет и до России. Нас только ожидает этот бум.

Лучшие фильмы в жанре мокьюментари

«Военные игры» (1965)

Фильм Питера Уоткинса можно считать первым мокьюментари. Используя документальную съемку, Уоткинс сконструировал историю, в которой войну во Вьетнаме развязали китайцы, а СССР сбросил на Великобританию ядерную бомбу. Фильм получил «Оскар» как лучшая документальная картина.

 

«Ведьма из Блэр: курсовая с того света» (1999)

Первый мокьюментари-хоррор породил волну подражаний. Ужасающая история трех студентов киноколледжа, которые заблудились в лесу, пока искали ведьму из Блэр, была снята любительскими камерами. Сюжет фильма от начала до конца был выдуман авторами.

 

«Первые на Луне» (2005)

Самое известное российское мокьюментари. Имитируя кинохронику 30-х годов, режиссер Алексей Федорченко рассказал историю о якобы состоявшемся в 1938 году полете русских на Луну. «Первые на Луне» получили приз как лучший документальный фильм на Венецианском фестивале.

 

«Борат: культурное исследование Америки на благо славного народа Казахстана» (2006)

Комедия Ларри Чарльза с Сашей Бароном Коэном в роли казахского журналиста Бората Сагдиева, который отправился в США, чтобы снять документальный фильм. «Борат» получил лестные отзывы критики.

 

«Смерть президента» (2007)

Режиссер Габриэль Рэндж рассказал историю об убийстве Джорджа Буша-мл. сирийским фанатиком, спародировав американские страхи перед угрозой терроризма. Показанный в прайм-тайм по телевидению, фильм вызвал настоящий фурор, а на кинофестивале в Торонто получил приз ФИПРЕССИ.

 

«Выход через сувенирную лавку» (2010)

Фильм английского граффитиста Бэнкси может ждать та же участь, что и «Военные игры» Уоткинса. Его мокьюментари, рассказывающее о жизни и искусстве уличных художников в Лондоне, было выдвинуто на «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

 

Самые кассовые фильмы уик-энда в американском прокате

«Рапунцель: Запутанная история», $21,5 млн.

3D-мультфильм о приключениях принцессы с двадцатиметровыми золотыми волосами и воришки Флинна стал лидером проката.

 

 

 

«Гарри Поттер и Дары смерти», $16,7 млн.

Седьмая часть киноэпопеи о волшебнике Гарри и его друзьях вторую неделю удерживает за собой второе место.

 

 

 

«Бурлеск», $6,1 млн.

Мюзикл о начинающей певице с Кристиной Агилерой и Шер в главных ролях стартовал с третьей строчки американского бокс-офиса.