Легендарный балетмейстер Юрий Григорович представил в Мариинском театре Петербурга премьеру «Каменного цветка» на музыку Сергея Прокофьева. Она приурочена к 125-летию композитора и грядущему 90-летию самого хореографа, которое будет отмечаться в начале января.
Cпросите, почему премьера, если балет много лет шел в Мариинке и на многих других сценах? Действительно, «Каменный цветок» был впервые поставлен Григоровичем в 1957 году, после чего Юрий Николаевич проснулся знаменитым. Для своего времени постановка оказалась революционной. В классический танец молодой солист балета (а Григорович начинал как талантливый танцовщик) сумел «вплести» элементы других стилей, в том числе, народного. В итоге спектакль получился очень эмоциональным, динамичным. Последний раз балет значился в репертуаре Мариинского театра (тогда ещё Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова) в 1991 году. И вот только теперь - спустя четверть века – состоялось возвращение.
Прошла на исторической, а не на новой сцене Мариинки. Так решил сам хореограф.
– Очень люблю её, – признался Юрий Николаевич корреспонденту «Труда». - Потому что выступал на ней еще солистом балета. Чувствую себя здесь как дома. Сегодняшний спектакль стал большим подароком от маэстро Гергиева в канун моего юбилея.
Перед спектаклем Юрий Николаевич спустился в центральное фойе, где открыта посвященная его творчеству выставка: фотографии, документы, афиши. Вместе с Юрием Фатеевым, и.о. заведующий балетной труппы Мариинки, прошел вдоль стендов и витрин, а в итоге оказался в плотном кольце зрителей. Пришедшие в театр пораньше узнали, что «здесь сам Григорович», и буквально хлынули в фойе – только бы успеть увидеть живую легенду отечественного балета, сказать слова благодарности, взять автограф и сделать фото на память. Маэстро никому не отказывал.
Нынешняя, 9-я по счету редакция «Каменного цветка», по сути – совершенно новый спектакль, более современный, красочный и оптимистичный. Как призналась исполнительница партии Катерины Екатерина Осмолкина, репетируя, она не один раз просмотрела запись балета конца 1950-х годов, где её героиню танцует знаменитая Ирина Колпакова. При этом у Колпаковой сцена прощания с подругами перед свадьбой была, например, печальной. Сейчас Григорович предложил молодой балерине исполнять эту сцену веселее, с неким даже озорством.
Несколько сцен Григорович из балета вообще убрал, как объяснил, используя для краткости новомодное слово - «оптимизировал». Все-таки ХХ1-й век на дворе. «Другая эпоха, надо соответствовать, - сказал Юрий Николаевич. – Не хочу оценивать, уже она или лучше предыдущей – просто другая. Ощущение жизни совсем иное. У людей изменились приоритеты. Но балет им по-прежнему интересен, как показал заполненный зал Мариинского театра. Значит, не зря мы старались и что-то оставим будущим поколениям».