«Каменный цветок» распустился в девятый раз

Юрий Григорович в Мариинском театре, декабрь 2016 г. Фото автора

Новый старый балет вернулся на сцену Мариинки 


Легендарный балетмейстер Юрий Григорович представил в Мариинском театре Петербурга премьеру «Каменного цветка» на музыку  Сергея Прокофьева. Она  приурочена к 125-летию композитора и грядущему 90-летию самого хореографа, которое будет отмечаться в начале января.

Cпросите, почему премьера, если балет много лет шел в Мариинке и на многих других сценах?  Действительно, «Каменный цветок» был впервые поставлен Григоровичем в 1957 году, после чего Юрий Николаевич проснулся знаменитым.  Для своего времени  постановка оказалась революционной. В классический танец молодой солист балета  (а Григорович начинал как талантливый танцовщик)  сумел  «вплести» элементы других стилей, в том числе, народного. В итоге спектакль получился очень эмоциональным, динамичным.  Последний раз балет  значился в репертуаре  Мариинского театра (тогда ещё Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова)  в 1991 году. И вот  только теперь - спустя четверть века – состоялось возвращение. 

Прошла  на исторической, а не на новой сцене Мариинки. Так решил сам хореограф.

– Очень люблю её, – признался Юрий Николаевич корреспонденту «Труда». - Потому что выступал на ней еще солистом балета.  Чувствую себя здесь как дома. Сегодняшний спектакль стал большим подароком от маэстро Гергиева в канун моего юбилея.

Перед спектаклем  Юрий Николаевич  спустился в центральное  фойе, где открыта посвященная его творчеству выставка: фотографии, документы, афиши. Вместе с Юрием Фатеевым, и.о. заведующий балетной труппы Мариинки,  прошел вдоль стендов и витрин, а в итоге оказался в плотном кольце зрителей.  Пришедшие в театр пораньше узнали, что  «здесь сам Григорович», и буквально хлынули  в фойе – только бы успеть увидеть живую легенду отечественного балета, сказать слова благодарности, взять автограф и сделать фото на память.  Маэстро никому не отказывал.

Нынешняя, 9-я по счету редакция «Каменного цветка», по сути – совершенно новый спектакль, более современный, красочный и оптимистичный. Как призналась исполнительница партии Катерины Екатерина Осмолкина, репетируя, она не один раз просмотрела запись балета конца 1950-х годов, где её героиню танцует знаменитая Ирина Колпакова. При этом у Колпаковой сцена  прощания с подругами перед свадьбой была, например,  печальной. Сейчас Григорович предложил  молодой  балерине исполнять эту сцену  веселее, с неким даже озорством.

Несколько сцен Григорович из балета вообще убрал, как объяснил, используя для краткости  новомодное слово - «оптимизировал». Все-таки ХХ1-й век на дворе.  «Другая эпоха, надо соответствовать, - сказал Юрий Николаевич. – Не хочу оценивать, уже она или лучше предыдущей – просто другая. Ощущение жизни совсем иное.  У людей изменились   приоритеты. Но балет им по-прежнему интересен, как показал заполненный зал Мариинского театра. Значит, не зря мы старались и что-то оставим будущим поколениям».  




Большинство жителей Екатеринбурга поддержали перенос места возведения храма, выяснил ВЦИОМ.