Походный иконостас императора

Походный иконостас Александра I интересен в первую очередь техникой: это живопись по шелку

В Музее истории Петербурга представили шедевры отечественной иконописи, которые долгое время считались утраченными


Перед этими образами молились русские цари о разгроме Наполеона и освобождении Европы... Походный иконостас Александра I, сопровождавший императора в заграничном походе 1813-1814 годов, и иконостас Екатерининского придела Петропавловского собора, долгое время считавшиеся утраченными, теперь можно увидеть в Музее истории Санкт-Петербурга. Точнее, в филиале музея, в особняке Румянцева на Английской набережной, 44, где в течение полугода будет проходить выставка «Иконы XVII — начала XX века».

Вы можете увидеть представленные 60 памятников русского искусства, поступившие в фонды из ризницы Петропавловского собора и от горожан, спасавших их в ту пору, когда древние иконы продавались на вес.

— Они поступили в музей на учет только в 1980-е, — рассказала «Труду» куратор выставки, сотрудница Музея истории Санкт-Петербурга Надежда КАТСОН. — Часть икон принесли горожане, которые хранили их как величайшую святыню и ценность, как замечательные памятники нашей отечественной культуры.

Походный иконостас Александра I интересен в первую очередь техникой: это живопись по шелку, которой в свое время занимались исключительно мастера из Московской оружейной палаты.

— В военные походы обязательно брали с собой иконы. То, что мы сейчас считаем знаменами, в русской армии того времени были иконы на тканевой основе, как правило, на шелку. В конце ХVII века таких иконостасов было немало, но до нашего времени дошли единицы. А в таком собранном виде, как у нас, мне кажется, вообще единственный, — объясняет Надежда Катсон.

Походный иконостас сопровождал императора Александра I в заграничных походах. После окончания войны по царскому распоряжению он был передан в Петропавловскую крепость и установлен в домовой церкви Комендантского дома. Затем в 1837 году иконостас передали в ризницу Петропавловского собора. В 1980-е он поступил в фонды музея, где хранился разрозненно, фрагментарно. То, что иконы создавались для одного иконостаса, музейщикам подсказала их форма: верхние иконы — треугольные, то есть сделанные так специально.

— До недавнего времени мы не знали, что у нас есть эти два иконостаса. Потому что это были отдельные иконы под разными номерами совершенно разных манер письма. Изучая их, мы стали понимать, какие у нас дивные сокровища. А поняли мы это тоже не сразу. Мы получили иконы в удручающем состоянии. Что было с ними с 1917-го до 1980-х, никто не знает. До революции — да, есть документы, а после 1917 года описи никто не составлял, период не исследован, — рассказывает куратор выставки. В том водовороте событий было не до описей...

Собрать иконостас Екатерининского придела было легче, потому что сохранились архивные фотографии конца XIX века. Сотрудники музея нашли перечисление этих икон в источниках: «Мы собирали иконостасы на основе исторических данных, литературных источников. Три иконы пока не удалось обнаружить. Возможно, мы их еще обретем».

Надежда Катсон отметила, что позднюю русскую икону до недавнего времени не ценили, начался этот процесс лишь недавно.

— История русской иконы сейчас только пишется, и именно наша коллекция представляет наследие с удивительной полнотой. Каждая из этих икон — шедевр, это больше чем искусство. Здесь мы представили историю русского иконописания в период, о котором известно пока только узкому кругу специалистов. Вот сейчас в Академии художеств издается многотомная история русского искусства, и в ней крупнейшие специалисты Наталья Комашко и Ирина Бусева-Давыдова пишут разделы, посвященные русской иконе XVII — начала XX веков. Наша выставка как нельзя лучше представляет то искусство. Посетители будут сопричастны небесной красоте, отблеском которой всегда была и остается русская икона...

Настоятель Петропавловского собора, сам иконописец, архимандрит Александр (Федоров) поблагодарил руководителя филиала музея Татьяну Шмакову и старшего научного сотрудника Надежду Катсон за организацию выставки, отметил «удивительно тактичное» искусство реставраторов и дизайнеров экспозиции. «Эта выставка — память о ризнице Петропавловского собора, о первоначальном виде Екатерининского придела, — сказал он. — Здесь мы видим два уникальных иконостаса, а также множество разных икон из северных храмов, из традиционных среднерусских иконописных центров, и академического письма».

А я не смогла уйти из особняка Румянцева без прекрасно изданного каталога выставки, с которого смотрят лики, написанные мастерами иконописного искусства Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстеры, Русского Севера и горнозаводского Урала второй половины XVII — начала ХХ века.

P.S. Выставка продлится до 2 июня 2019 года.

 



ВАДА на четыре года отстранило Россию от участия в международных соревнованиях. Это хорошо или плохо?