10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГДЕ ДЕНЬГИ ЗВЕНЯТ, ТАМ И МАП

Гудин Евгений
Опубликовано 01:01 09 Января 2002г.
Западные юристы, еще в начале прошлого века убедившиеся в опасности монополизма, создали соответствующие структуры и разработали объемистое законодательство, где строго определено, "что такое монополия и как с ней бороться".

Есть Министерство РФ по антимонопольной политике - у нас, кстати, одно из немногих, уцелевших при перетасовках в правительстве. Правда, его позиция, к сожалению, часто непредсказуема. Покажем это на примере. Скажем, его мишенью с регулярностью, явно достойной лучшего применения, оказывается Сберегательный банк. Может быть, он и заслуживает нареканий. Но почему со стороны МАП в адрес Сбербанка чаще всего раздаются постоянные упреки в чрезмерных - по сравнению с другими банками - возможностях инвестирования в коммерческие проекты? Догадаться нетрудно: банков, желающих инвестировать в российскую экономику пока немного, но и они заинтересованы в том, чтобы на этом рынке у них не было соперников.
Возможно, именно поэтому МАП не попыталось возразить против банковской реформы, которая предусматривала картельное соглашение 10-15 крупнейших банков? Все остальные банки тем самым оказались бы обреченными на голодную смерть. И конкуренция в банковской сфере практически исчезла бы.
Зато возмущает МАП участие государства в лице Центрального банка в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и нескольких зарубежных банков, оставшихся с советских времен. Напомним, именно государственное присутствие в этих банках значительно смягчило последствия августовского кризиса 1998 года, обеспечив сохранение немалой части накоплений граждан и предприятий. И пока не выстроены альтернативные технологии защиты финансовой инфраструктуры, подобный простейший метод необходим и неизбежен. Министерство же настаивает на скорейшей распродаже государственной доли акций. Причем всем известно, что при такой спешке акции скорее всего уйдут за рубеж - в России сейчас просто нет свободных средств, достаточных для их приобретения. То есть ключевые звенья инфраструктуры страны окажутся у тех, кто пока ничем не доказал благих намерений. Вероятно, среди потенциальных покупателей найдутся желающие щедро оплатить возможности, предоставленные им чиновниками.
Надо сказать, "наезды" на Сбербанк компенсируются довольно интересным способом. Пытаясь отнять у него рынок инвестиций, МАП взамен пытается передать ему богатейший из региональных рынков - московский. Министерство уже несколько раз, в разных формах и по разным поводам, требовало, чтобы счета московских бюджетных организаций были изъяты из Банка Москвы и размещены по конкурсу.
Кстати, вовсе не обязательно, что победит в этом конкурсе именно Сбербанк. На московском рынке хватает и других банков - помельче, но зато благодаря своей частной природе очень активных. О многих из них даже ходят упорные слухи, что они проталкивают свои интересы далеко не по-рыночному. И уж во всяком случае деньги, попавшие в эти банки, окажутся не подконтрольны своим владельцам.
Между тем главный акционер Московского муниципального банка - Банка Москвы - московское правительство. То есть этот банк контролируется настолько, что применительно к бюджетным счетам может считаться своеобразным казначейством. И пока структура общегосударственного казначейства в Москве не развита и на сотую долю необходимого в таком динамичном хозяйстве, именно муниципальный банк оказывается наивыгоднейшим хранилищем городских денег.
Да еще вдобавок и надежнейшим. Август 1998-го похоронил под обломками частных банков несметные бюджетные средства. А вот Банк Москвы, чьи владельцы не могли и не хотели уводить остатки капиталов невесть куда, уцелел и спас практически все московские финансы (кое-что все же пропало в тех самых уполномоченных частных банках, которые МАП считает более соответствующими своим представлениям об "антимонополизме").
Естественно, суды регулярно отвергают все претензии МАП к Банку Москвы. Но ведомство не сдается: ведь если кто-то, не обладающий безграничным могуществом реальных монополий, сумеет отбиться от него, будет создан прецедент, чреватый крахом главного борца с мнимыми монополиями. Поэтому взамен опровергнутых обвинений немедленно выдвигаются новые. Пусть и нелепые. Например, министерство заявило, что руководители Банка Москвы по телефону угрожали сотрудникам министерства всякими бедами, вплоть до откровенно криминальных...
А пока появляются предписания изъять бюджетные счета из муниципального банка: вынуть деньги из собственного кошелька и разбросать по нескольким уполномоченным.
Забавно, что это предписание МАП противоречит и требованиям других федеральных ведомств. Те давно уже добиваются сведения к минимуму числа крупных счетов одной из той же структуры в разных финансовых учреждениях - это упрощает контроль коммерческой деятельности и полноты уплаты налогов. Схема же, предлагаемая МАП, приведет как раз к распылению бюджетных средств, что невыгодно владельцу денег и неудобно контролерам. Вопрос: антимонопольна ли такая политика Министерства по антимонопольной политике?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников