09 декабря 2016г.

БОЛЕН КОСМОНАВТ ИЛИ НЕТ?

Григорьева Т.
Опубликовано 01:01 09 Января 2003г.
На Международной космической станции (МКС) - нестандартная ситуация. Американская сторона не разрешила "по медицинским показаниям" российскому космонавту Николаю Бударину выйти в открытый космос. Еще 5 декабря прошлого года, когда Бударин проходил обязательный медицинский тест с физической нагрузкой, на электрокардиограмме были выявлены отклонения. Естественно, врачи США вынесли отрицательный вердикт, когда руководители полетов в Хьюстоне спросили мнение медиков о возможности работы россиянина за пределами станции. Выход в космос для проведения монтажных работ был перенесен с 12 декабря прошлого года на январь.

Заместитель директора Института медико-биологических проблем (ИМБП) вчера в интервью НТВ опроверг появившиеся в печати сообщения о болезни космонавта. По его словам, отклонение в кардиограмме свидетельствует всего лишь об "особенностях реагирования" организма, а не о серьезных нарушениях. В официальном документе, который был вчера распространен руководством института, говорится: "Текущее медицинское наблюдение за состоянием здоровья Николая Бударина и результаты функциональных нагрузочных тестов по российской программе, выполненные в течение последнего месяца, свидетельствуют о хорошем его самочувствии и работоспособности и в целом о хорошем состоянии его здоровья. Николай Бударин выполняет российскую программу полета и функции борт-инженера МКС без каких-либо ограничений". Поскольку медицинская ответственность за внекорабельную деятельность в американских скафандрах и по американскому протоколу лежит на НАСА, ... принято решение заменить Николая Бударина на Дона Петтита, который вместе с Кеном Бауэрсоксом совершит выход в открытый космос в январе".
Если читать между строк, то получается, что американские врачи перестраховались и в общем-то практически здорового российского космонавта отстранили от выполнения ответственных операций. Я спросил руководство ИМБП: "Если бы такая же ситуация была на "Мире", разрешили бы Бударину выход?" И еще хотел узнать, правда ли, что, как писали газеты, Бударину прописано медикаментозное лечение? Но, к сожалению, ответов на свои вопросы я так и не получил. И это весьма настораживает.
Невольно думаешь, может быть, наши врачи менее трепетно относятся к здоровью космонавтов, чем американцы? Когда в 1987-м у Александра Лавейкина начались проблемы с сердцем, ему (по неофициальной информации) был все-таки разрешен выход в открытый космос. Но затем вынуждены были досрочно прекратить полет. У американцев такая ситуация была бы в принципе невозможна.
Николай Бударин - один из опытнейших наших космонавтов. В апреле ему исполнится 50. Он совершил два орбитальных полета на станции "Мир" в 1995-м и 1998-м годах. Выполнил восемь выходов в открытый космос, отработав в черной бездне 44 часа. Космонавт действительно полностью выполняет российскую программу на МКС, так что вопрос об экстренной посадке не стоит. Но сбой в электрокардиограмме, по мнению независимых врачей, с которыми я разговаривал, - определенный сигнал.