В середине августа ("Труд" об этом писал) наш корреспондент присутствовал на первых испытаниях специального прибора - опытного детектора скрытых вставок (ОДСВ-1), который и должен был круглосуточно "сканировать" эфир и чистить его "от скверны". Тогда, напомним, журналистам удалось убедиться воочию, что скрытые вставки есть в передачах почти всех каналов. Выполнено ли требование МПТР, введен ли с нового года обещанный контроль - это мы и решили теперь выяснить.
- Вставить скрытый, так называемый "25-й кадр" в телепрограмму технически совсем не сложно. Это по силам любому профессиональному монтажеру. Гораздо труднее его выявить. Потому и работа над прибором-охотником была долгой, - рассказала первый заместитель генерального директора Всероссийского НИИ телевидения и радиовещания (ВНИИТР) Светлана Немцова. - Но к концу прошлого года все испытания были завершены, и прибор принят государственной комиссией.
Однако в новогоднюю ночь эфир еще никто не тестировал. Не ведется проверка и сегодня. Дело в том, что прибор, который был установлен в лаборатории ВНИИТР, предстояло разобрать и смонтировать заново в другом здании - на Большой Никитской, 12 (где находится государственная техническая инспекция по телевидению и радиовещанию). Вот с этой работой в срок и не справились. Но уже в ближайшие дни "25-й кадр" все же будет взят под контроль, пообещала Светлана Немцова.
Тем временем разгорелась очередная волна споров о действенности и эффективности "25-го кадра". Напомню, мы уже сообщали, что, по данным исследований ВНИИТР, скрытые врезки чаще всего встречаются в рекламных роликах и заставках. Нетрудно было предположить: раз рекламисты делают нелегальные "врезки" (кстати, давно уже запрещенные законом), значит, видят в них и смысл, и выгоду. Но сегодня, когда скрытые вставки научились ловить, почему-то именно представители рекламного бизнеса в один голос бросились утверждать: "25-й кадр" - это миф"!
"Вставленный в пленку "25-й кадр" никак не действует на зрителя, - уверен исполнительный директор Высшей школы рекламы Андрей Худолеев. - Я не знаю, кто и зачем его использует и тратит деньги на то, что не оказывает никакого влияния. Неэффективность скрытой вставки доказана еще в конце 50-х годов. Для этого в США провели специальный эксперимент, когда в одну из популярных телепрограмм был вмонтирован "25-й кадр", призывающий подойти к телефону и позвонить. Всех зрителей предупредили, что в программу "врезали" скрытую рекламу, но не сообщили, к чему она призывает, а попросили угадать и сообщить. В итоге тысячи американцев потом рассказывали, что кому-то под воздействием "25-го кадра" захотелось выпить пива, другим - купить "колу", съесть поп-корн или выкурить сигарету. Но ни один не угадал, к чему в действительности призывал "25-й кадр". Подобные эксперименты проводились и в Канаде, других странах, но результат оказался тем же: эффект равен нулю".
Трудно сказать, насколько искренни рекламисты и зачем в таком случае они тогда наводняют эфир скрытыми вставками, если "давно доказана их бессмысленность". Но справедливости ради вспомним, что и сам изобретатель "25-го кадра" американец Джеймс Вайкари в свое время признал, что попал впросак. В 1957-м специалист по маркетингу не мог найти работу и едва сводил концы с концами. Чтобы исправить материальное положение, он разослал крупным корпорациям Нью-Йорка сообщение о том, что создал науку под названием "подсознательная реклама", и предложил свои услуги в качестве консультанта. Затем в один из кинозалов пригласил полсотни журналистов и сообщил им, что продемонстрирует фильм, в который вмонтирован "25-й кадр", после просмотра которого всем безумно захочется поп-корна. Был ли действительно в этой ленте некий "25-й кадр", сейчас уже не выяснить, но журналисты поверили, представители компаний тоже. В результате Вайкари смог набрать заказов и контрактов на сумму свыше 20 миллионов долларов и... исчез. А спустя годы, когда его разыскали, признался, что вся эпопея с "25-м кадром" была просто мошенническим трюком.
Однако безработный маркетолог и не подозревал, какой он раскрутил маховик: идеей "25-го кадра" и скрытого воздействия на подсознание всерьез заболели ученые и телевизионщики всего мира. Интересно, что даже после провала эксперимента в США, о котором рассказал Андрей Худолеев, изучение темы (а "25-й кадр" - лишь обобщенное название скрытых методов телевоздействия) в этой стране не остановилось.
Полным ходом исследования шли и в СССР, а самая известная из отечественных разработок - программа "спираль". Она использовалась во время трансляции трехчасовых докладов членов политбюро. На телевизионный сигнал накладывалась маленькая геометрическая фигура или точка, которая бежала по экрану, выписывая концентрические круги с такой скоростью, что человек на сознательном уровне ее не замечал. Но стоило неосознанно, краешком глаза "зацепиться" за это бегающее пятнышко, невидимая разворачивающаяся спираль начинала завораживать. И люди, сами не зная почему, уже не могли оторваться от говорящей головы на экране. "Эту программу запускали в эфир минут на двадцать, - вспоминает один из разработчиков, инженер Александр Гамбург, - а потом делали перерыв, давали людям отдохнуть. Потому что по лабораторным исследованиям уже было известно - такое воздействие далеко не безвредно".
- Можно сколько угодно рассуждать о том, доходит информация, спрятанная в "25-м кадре" (и всех его разновидностях), до подсознания или нет, и эффективно ли такое воздействие - это решать психофизиологам. Но одно ясно и теперь уже многократно доказано: подобные спецэффекты зачастую вредны для здоровья, - считает Светлана Немцова.
С этим соглашается доктор биологических наук, академик Грант Демирчоглян: "Если в телепередаче много скрытых вставок - могут заболеть глаза и даже развиться некоторые глазные патологии. У склонных к гипертонии и эпилепсии возможны приступы. Особенно уязвимы дети. Массовые припадки у детей были зафиксированы несколько лет назад в Японии, когда во время просмотра нового мультика в больницы попали около 700 малышей. Правда, причина заключалась не в скрытой рекламе товаров, а в массированном и легкомысленном использовании спецэффектов, приковывающих внимание"...
Уже на днях прибор ОДСВ-1 начнет круглосуточно сканировать эфир и записывать в памяти компьютера все подозрительные кадры и вставки. Затем экспертам останется просмотреть эти записи и решить - казнить или миловать телеканал. "Среди зафиксированных вставок наверняка будет много случайных, бессодержательных, не несущих рекламной нагрузки, в том числе - и простой брак монтажа, - предупреждает Светлана Немцова. - Но и бессодержательная белая (иногда предназначенная для повышения внимания) и черные вставки в видеоклип (для простой имитации мелькания) могут оказаться не менее вредными для телезрителя, чем врезка с рекламой пива". Проще говоря, прибор выявляет не только скрытую рекламу, но и все то, что может нанести ущерб телезрителю.
- Технологии телевещания непрерывно развиваются. Современное изображение - это симбиоз компьютерной графики, спецэффектов... Но выпуская все это в эфир, телекомпании до сих пор не удосуживались проводить экспертизу: а какое воздействие это изображение окажет на здоровье телезрителя. Экология телевещания по большому счету до сих пор никого не интересовала (а "25-й кадр" - это лишь один из элементов проблемы), - рассказывает С. Немцова. - Кстати, насколько я знаю, подавляющее большинство телеканалов просто не догадываются о том, что транслируют скрытую рекламу. Теперь им придется об этом узнавать от экспертов и инспекторов Минпечати. Но мне представляется, что сканирование эфира прибором ОДСВ-1 - это только первый шаг в борьбе за чистоту эфира.