04 декабря 2016г.
БАЛЛ

2003: МИР ПЕРЕЖИВАЕТ БУМ ОТКРЫТИЙ

Полунин Андрей
Опубликовано 01:01 09 Января 2003г.
Конец XIX и начало XX века ознаменовались целой лавиной научных открытий. Теории эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, открытие радиоактивности супругами Кюри, - все это перевернуло представления людей о мире. Казалось, в науке больше не случится революций такого масштаба. Ан нет. Сегодня, сто лет спустя, новаторские воззрения, успевшие стать классикой, кажутся нашим современникам архаичными. Особенно урожайным на попытки ниспровергнуть кумиров оказался прошлый, 2002 год.

КВАНТЫ ПРОРУБЯТ "ОКНО В ПАРИЖ"
Датчане занялись энергетической телепортацией
Помните фильм "Окно в Париж"? Неведомым образом в стене российской квартиры открывается проем, ведущий прямиком на крыши Монмартра. Похоже, нечто подобное в скором времени может появиться в реальности. Речь идет о квантовой телепортации. Суть ее в том, что создается информационный канал, по которому предмет-оригинал передает свои свойства предмету-дубликату. Далее оригинал уничтожается, а его абсолютный двойник продолжает существование в выбранном для переброски месте.
Датские ученые из Орхусского университета в сентябре прошлого года провели ряд успешных опытов с удаленными друг от друга облаками газа, состоящего из атомов цезия. В итоге удалось добиться энергетической, то бишь квантовой, связи между ними. Воздействие на атомы в облаке-оригинале немедленно сказывалось на его дубликате.
Спрашивается, что толку от этой "игрушки" на практике? Все очень просто. Мгновенно и синхронно изменяющиеся параметры в двух удаленных точках - великолепный канал связи, по своим характеристикам, по крайней мере потенциальным, оставляющим далеко позади новейшие оптово-волоконные кабели. Возможность сверхскоростной передачи информации означает как минимум революцию в компьютерных технологиях.
Понятное дело, возникает вопрос: можно ли таким способом телепортировать человека? Увы, ничего утешительного наука сказать не может. Выяснить это предстоит традиционным способом - на животных. Первыми в телепорт, скорее всего, лягут лабораторные мыши.
ЖИЗНЬ ИЗ ПРОБИРКИ
Создан первый в мире искусственный вирус
Исследователи Нью-Йоркского университета впервые в мире сумели создать искусственный вирус. Им оказался вирус полиомиелита - смертельно опасного заболевания. Двойник совершенно идентичен своему природному собрату. Зараженные синтетическим вирусом лабораторные мыши вскоре оказались парализованными, а позднее умерли. Технология "сборки" вирусов держится в строжайшем секрете. Что неудивительно: по сути, это ключ к синтезу новых вирусов, от которых человечеству не будет спасения.
Впрочем, сами исследователи - группа ученых, возглавляемых доктором Эккартом Уиммером, - не склонны драматизировать ситуацию. В заслугу себе они ставят то, что удалось доказать принципиальную возможность синтезировать вирус.
По словам исследователей, подготовительная часть эксперимента оказалась не слишком сложной. Биологический материал - цепочки генов - они выписали по почте. Информацию о строении вируса почерпнули из Интернета. Закрытой, таким образом, оказалась только технологическая часть процесса "сборки" вируса по частям. Как уверяет один из сотрудников, сделать это оказалось "чрезвычайно просто".
В любом случае подобное конструирование может иметь далеко идущие последствия. Поскольку, по мнению ряда ученых, вирусы - не что иное, как простейшая форма жизни. А значит, создавать искусственные живые организмы в принципе возможно. Преграды на этом заманчивом пути - нынешнее, довольно примитивное, состояние технологий и обилие морально-этических проблем. Так что до штампования "неведомых зверушек" дело, судя по всему, дойдет не скоро.
ЧЕЛОВЕК ОБЕЗЬЯНЕ НЕ ТОВАРИЩ
Пески Сахары похоронили теорию Дарвина
В прошлом году антропологи университета им. Джорджа Вашингтона (США) нашли в пустыне Сахара череп древнейшего из всех известных предков человека. Его исследование показало: теорию о происхождении человека от обезьяны пора, по всей видимости, сдавать в архив.
Возраст находки, по мнению ученых, - 7 миллионов лет. С первого взгляда она сильно напоминает череп шимпанзе. К примеру, объем головного мозга у Тумая - так окрестили существо - примерно такой же, как у современных приматов. Однако клыки меньше, зубная эмаль толще. Наконец, главное: судя по строению шейных позвонков, Тумай ходил вертикально. Занятно, что некоторые характеристики, наблюдаемые у Тумая, исчезли у более поздних "гоминидов" (непосредственных предков человека), и вновь появились лишь у видов "homo" - человек. Даже австралопитеки меньше похожи на человека, чем Тумай. А ведь они появились на Земле значительно позже.
Словом, по меткому замечанию авторитетного журнала Nature, если раньше эволюция человека внешне напоминала лестницу, то теперь она больше похожа на куст. Обнаружено множество окаменелых останков различных гоминидов, но какое отношение они имели друг к другу - непонятно. Более того, не ясно, кто их них стал непосредственным предком человека, и был ли таковой вообще.
ВСЕЛЕННАЯ ОКАЗАЛАСЬ МАТРЕШКОЙ
Теория черных дыр упразднена
В прошлом году американские астрономы, наблюдающие небо в телескоп "Хаббл", сообщили миру пренеприятное известие: к Земле приближается черная дыра. Находится она в нашей родной Галактике, в созвездии Скорпиона. Правда, на почтительном расстоянии - 6 тысяч световых лет. Дыра работает, как гигантский космический пылесос, и в один не прекрасный момент затянет в себя старушку Землю. Кроме апокалиптического прогноза, американцы опубликовали результаты десятилетнего исследования черных дыр. Выводы ученых сенсационны: они считают, что вся Вселенная - это одна черная дыра. Точнее - гигантский пузырь, надуваемый неизвестной силой.
Это абсурдное, на первый взгляд, утверждение высказали Эмиль Моттола из Национальной лаборатории в Нью-Мексико и Пауль Мазур из Университета штата Южная Каролина. По их мнению, загадка черных дыр наконец разгадана. Никаких дыр не существует. На самом деле это не дыры, а гравистары - небесные тела, похожие на пузырь и состоящие из сверхплотного вещества.
По мнению Моттолы, давление, идущее изнутри гравистар, вполне сопоставимо с силой, с которой расширяется Вселенная. Поэтому можно предположить, что Вселенная представляет собой одну большую гравистар, "поймавшую в ловушку" Млечный путь и другие видимые галактики. Другими словами, Вселенной без границ больше не существует. Ее место, по крайней мере в теории, заняла одна гигантская небесная матрешка.
РОБОТЫ ДЛЯ МОЛЕКУЛ
Они дадут человечеству бессмертие или... его уничтожат
Появление первого молекулярного робота не за горами. Самое большее через пять лет управляемые человеком устройства, "собранные" из синтетических молекул ДНК, смогут строить новые молекулы, проводить операции на молекулярном уровне и, таким образом, бороться с болезнями и даже старостью. В Нью-Йорке уже создан прообраз такой ДНК-машины. У нее есть две своеобразные "руки"-молекулы, которыми исследователи вроде бы научились управлять.
На первый взгляд результаты пока скромные. Машина состоит всего из пары молекул, в которых ученые внедрили искусственные нити ДНК. Руководитель группы исследователей, профессор химии Нэдриан Симан, заявил, что удалось лишь ограничить движение этого устройства в молекулярной среде. Но в будущем такие роботы станут полностью управляемыми.
Перспективы и впрямь впечатляют. Наноробот (а именно так называют в научном мире ДНК-машины) будут вводить в организм человека. Там он сможет самостоятельно передвигаться по кровеносной системе и очищать организм от микробов, зарождающихся раковых клеток, налета холестерина.
Правда, у таких роботов могут оказаться и весьма неприятные свойства. Например, способность к воспроизведению себе подобных. Вышедшие из-под контроля, они могут стать оружием массового поражения. Так или иначе, но главный шаг на пути создания нанороботов нью-йоркские ученые, по собственному признанию, уже сделали. Судя по тому, что на создание первой ДНК-машины ушло 10 лет, первый наноробот появится максимум через 5 - 7.