БУБКА МОЖЕТ БЫТЬ СПОКОЕН

В результате опроса Федерации спортивных журналистов России прыгунья с шестом Светлана ФЕОФАНОВА вошла в десятку лучших спортсменов страны. Всероссийская федерация легкой атлетики провозгласила ее сильнейшей, а Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) включила Светлану в тройку выдающихся спортсменок 2002 года. Есть за что! Светлана - чемпионка Европы под крышей и на открытом стадионе, побила пять высших мировых достижений и несколько европейских рекордов.

- Света, как объяснить, что год оказался таким успешным?
- Стараюсь, расту. С моим тренером Евгением Георгиевичем Бондаренко ставили цели и шаг за шагом их достигали.
- Вы же мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике. Почему вдруг занялись прыжками с шестом? Мечтали о рекордах, о славе?
- Я даже не могу вспомнить, о чем я мечтала. В Советском Союзе любили говорить: а я мечтала стать врачом или космонавтом. У меня таких мыслей не было, потому что я постоянно чем-то занималась. В шесть лет отдали в спортивную гимнастику - и пошло: школа, потом гимнастика, уроки, снова гимнастика.
- И какой самый большой успех? Со Светланой Хоркиной соревновались?
- В 95-м выиграла первенство России среди молодежи. Я гимнастикой не просто так занималась. Где-то с 92-го мне в ЦСКА зарплату платили. Была на ставке или, по-моему, на полставки. И со Светланой Хоркиной я соревновалась. Но Света - уровня другого: если она была в призерах, то я, наверное, где-то во второй десятке. Можно было, если задасться желанием, пробиваться и выше. Но мне это было неинтересно.
- Но почему?
- Не знаю. Не хотелось мне отдавать все силы гимнастике. И в 97-м я ушла в прыжки с шестом.
- Прыжки с шестом - не тот вид спорта, куда выстраиваются очереди жаждущих попрыгать.
- Мне предложили, и в мае 97-го я начала. Понравилось! Вначале мы с Бондаренко ставили маленькие и скромные цели. Выполнить мастера, потом повыше - международника.
- А затем и выиграть Европу?
- Я смотрела в 98-м чемпионат Европы, какие-то идеи и мелькали. Но что пройдет так мало времени до того момента, когда начну побеждать на международных турнирах? Нет, не думала, что это случится так быстро.
- Сколько же вы тренируетесь?
- Два раза в день. Сделаю с Евгением Георгиевичем работу, отдохнем. Снова поработаем. Все, как по плану, написано. Целый день на это и уходит. Живу у себя дома в районе Дмитровского шоссе и езжу на своей машине в ЦСКА, где спортклуб "Луч" арендует зал. На машине не так далеко.
- Остается время на что-нибудь кроме спорта?
- Да вы поймите, сегодня спорт высших достижений - это тяжелый труд. 95 процентов времени уходит на спорт, если, конечно, есть желание расти, и 5 процентов - на все остальное.
- 5 процентов? Мало!
- Мало, но хватает. Нет у меня ощущения, будто жизнь проходит мимо. Потому что занимаюсь любимым делом, которое дает возможность развиваться, прогрессировать. До своего уровня, до апогея я еще не дошла.
- И каков же этот уровень?
- Есть у меня мечта, но пока я при себе ее оставлю
- Велико ли желание преодолеть 5 метров? Великий Бубка считает, что настоящие полеты только начинаются с этой отметки. Но о женских прыжках говорит с долей иронии.
- Я это слышала. Меня не обижает, человек он категоричный, относится ко многому весьма иронически.
- Сергей - ваш кумир?
- Кумиром не был. Но в плане техническом я не вижу человека, который хотя бы повторил его прыжок. Никто так больше не прыгнет. И по технике мой тренер и я больше склоняемся к его стилю.
- Ну а 5 метров женщине все-таки взять можно?
- Можно.
- А Светлане Феофановой такое под силу?
- Она, конечно, будет стараться.
- Правда ли, что на тренировке вы преодолевали планку на этой отметке?
- Не планку, а резинку. В ЦСКА перепрыгивала. Но это не значит, что уже завтра я возьму и прыгну. Резинка и планка вещи разные. На резинку можно и на 5.20 залезть ногами, это ни о чем еще не говорит. Прыжок на 5 метров должен быть четким.
- А вдруг его потребуется сделать на Олимпиаде-2004 в Афинах? Или даже раньше - в августе 2003-го на первенстве мира в Париже?
- Может, и так. Одно поколение прыгуний брало 4.20 - 4.30. Другое - 4.40 - 4.50 - и это казалось пределом. Потом следующему поколению приходится взлетать уже под 4.80 - иначе не выиграешь. Я думаю, так по ступенькам доберутся и дальше. Молодое поколение успеет. По крайней мере должно успеть добраться до пяти метров.
- В 2001-м ИААФ назвало вашу постоянную соперницу американку Стэси Драгилу лучшей легкоатлеткой года. В этом году в тройку сильнейших вошли вы. А как у вас со Стэси? Ведь теперь-то соперничество разгорелось серьезное.
- Взаимоотношения нормальные. Если есть какие-то вопросы, можно и спросить. Она обязательно ответит. Стэси - человек неконфликтный.
- А вы?
- Я тоже. Потому и отношения в норме.
- Если даже придется в будущем и схлестнуться за медали на каких-то рекордных высотах?
- Ну это же спорт. Что теперь - друг друга ненавидеть за то, что она у меня выиграла сегодня, а я у нее выиграю завтра?
- А поражение переживаете болезненно?
- Смотря какое. Если проиграла по причине, которая от меня не зависит, то, наверное, болезненно. Если проиграла по своей вине...
-То нормально?
- Нет, тоже болезненно. Но по крайней мере знаю, где и в чем допустила ошибку.
- У вашего тренера-знаменитая жена. Иоланта Чен била рекорды в тройном прыжке, сейчас - прекрасный телекомментатор. А вам она со своим огромным опытом чем-то помогает?
- Вот на бал чемпионов в Монте-Карло помогла подобрать платье.
- Действительно, вам здорово идет.
- Спасибо Иоланте. Если серьезно: помогает она, естественно, не в прыжках с шестом, техника - дело тренера, а больше по жизни. Не получается что-то на тренировках, не идет, и она может сказать мне: ничего страшного, у меня тоже так случалось. Или подскажет что-то из своей практики.
- Света, вы где-нибудь учитесь? Наверное, в Российской государственной академии физкультуры и спорта?
- Есть там ФИПО.
- Это что такое?
- Факультет индивидуального персонального образования. С учебой при моей жизни не совсем просто.
- Светлана, есть что-нибудь, кроме спорта, вас особенно интересующее?
- Пока нет. Я же вам уже говорила: спорт - 95 процентов, остальное - 5.
- Светлана, а можно на прощанье широко улыбнуться, чтоб получилось фото повеселее?
- Почему нельзя? Можно.