09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАМУТНЕННЫЕ КРАСКИ

Павленко Владислав
Опубликовано 01:01 09 Января 2004г.
За два дня до Нового года в своей знаменитой, живущей уже тридцать лет, программе "Очевидное-невероятное" профессор Сергей Капица в качестве собеседника избрал... самого себя. Техническая возможность показать в кадре два портрета одного и того же человека могла бы стать лишь эффектным трюком, если б в ней не был заключен глубокий смысл.

Ведущий таким образом будто исповедовался самому себе, говорил о самом сокровенном. В числе главных тем у него, члена Академии российского телевидения, лауреата премии ТЭФИ, было ТВ. Капица резко высказался об эфире как средстве обмана общества, всерьез полагая, что на скамье подсудимых по делу "МММ" вместе с С. Мавроди должно было бы находиться (морально, во всяком случае. - А.В.)и наше ТВ, заманивавшее наивных зрителей лживой рекламой. В самом деле, когда говорят, что "ТВ в России больше, чем ТВ", имеют в виду реальные особенности нашего в немалой степени инфантильного сознания: сохранившаяся с советских времен привычка к опеке со стороны государства, особое доверие к СМИ, стремление находить на телеэкране ответы на любые возникающие в жизни вопросы.
Многие авантюрного свойства затеи последних лет на отечественном ТВ совершались в расчете на эти качества аудитории. Сначала медиа-олигархи вознамерились было с помощью эфира, манипулируя сознанием миллионов людей, делать свою политическую игру. Затем, когда государство лишило их контроля над крупнейшими телеканалами, туда пришли другие люди и круто повернули от политики к коммерции. ТВ стало гигантским рекламно-развлекательным бизнесом, дающим огромные барыши.
Если проследить данные последних сезонов, то нетрудно обнаружить печальную эволюцию: волны жестокости, насилия, безнравственности на экране растут из года в год. А пошловато-безвкусные развлечения от недели к неделе, от праздника к празднику бьют все мыслимые рекорды. Некоторые политики, многие зрители, почти все критики постоянно негодуют по этому поводу. И не находят никакого отклика на телеканалах. Я не припомню НИ ОДНОЙ реакции какого-либо телеканала на все, что пишется и говорится о них. Хотя предположить, будто они не знают об этих мнениях, невозможно: ведь на каждом из них существует пресс-служба, нередко многочисленная, которая ведет тщательный учет публикаций и писем.
Последний яркий пример подобного рода - напечатанное месяц назад на первой полосе "Литературной газеты" коллективное письмо большой группы писателей, адресованное руководителям ТВ. Меня, знающего о непростых взаимоотношениях внутри литературного цеха, удивило, что люди, которые в других случаях резко полемизируют друг с другом, проявили тут редкостное единодушие в оценке ситуации в телеэфире. И совсем не удивило, что авторы письма не получили никакого ответа.
Впрочем, иного нельзя было и ожидать. До сих пор Государственная Дума никак не может принять закон о ТВ. Проект "футболят" из комитета в комитет уже много лет, и всякий раз находятся препятствия на его пути. Лоббисты в интересах телебоссов делают все, чтобы закон не прошел. Впрочем, и "грозные" думские постановления по конкретным вопросам ТВ откровенно игнорируются: грустный пример тому - запрет усиливать звук во время рекламы.
Многие ситуацию на телевидении считают тупиковой. Объясняют это, помимо прочего, и зависимостью политиков от всесильного эфира. Вспоминают известного "телекиллера", который в течение двух месяцев 1999 года убрал с политической арены политиков, имевших до того запредельные рейтинги...
Многие говорят о необходимости более эффективного взаимодействия общества и государства с ТВ. В конце концов национальный телеэфир принадлежит народу, населяющему страну, каждому из нас. Во всяком случае, надо так или иначе воздействовать на побудительные причины "соревнований" между телеканалами: кто больше выдаст жестокости и пошлости на единицу экранного времени...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников