НЕ С ТОГО БОКУ
За редким исключением люди любят поесть. Исключение составляют те, кто

НЕ С ТОГО БОКУ
За редким исключением люди любят поесть. Исключение составляют те, кто очень любит поесть. Россия исключением не является. Древние летописи не обходили стороной эту вечно волнующую тему. Любопытен фрагмент рукописного сборника, куда монах Кирилло-Белозерского монастыря включил сведения из более ранних книг и летописей. В нем содержится совет "легкие ества ясти", чтобы "в боце не тяжело было".
В более близкие нам времена история отечественного застолья настолько возбудила аппетиты исследователей, что результатом стала обстоятельная книга Павла Романова "Застольная история государства Российского". Собранные здесь факты и наши практические наблюдения доказывают, что советы предков оказались полностью проигнорированными. Русское застолье, как и прочая наша история, не искало легких путей.
НЕ ОБМЕНИ МЕНЯ, МЕНЮ!
Сохранилось первое русское меню, о котором сказано: "Подано царю Алексею Михайловичу в сенник во время бракосочетания с Натальей Кирилловной Нарышкиной". Если полностью его воспроизвести, то в этом месте следовало бы распрощаться с читателем. Ограничимся выдержками. "Папарок лебедин по шафранным взварам, потрох гусиный, порося жаркое, гусь жаркой, куря в колье с лимоны, куря в щах богатых, пирог с бараниной, блюдо пирогов кислых с сыром, блюдо жаворонков, блюдо блинов тонких, блюдо карасей с бараниной..." Достаточно? А ведь мы и до половины не добрались. И напоследок - кулич недомерок. Хорошо еще, что недомерок.
Не забудем, что это царский стол. А с такового всегда другим перепадает. Правда, тем, кто поблизости.
ЛОШАДИНАЯ ДОЗА
Петр I обычно обходился более скромным меню. Но вот его любимица лошадь Лизетта, которая тоже испытывала страстную привязанность к хозяину, могла себе позволить поучаствовать в застолье. Нередко, когда пировали на открытом воздухе, кобыла без стеснения подходила к честной компании и охотно пила и ела в свое удовольствие. Норму, однако, знала.
АЛИМЕНТАРНО, ВАТСОН!
Нынешнее новогодье, включая рождественские праздники, стало суровым испытанием для наших желудков. Стоит вспомнить Ивана Андреевича Крылова, который любил две вещи - писать басни и уписывать за обе щеки. Заслышав жалобы на слабость желудка, ответствовал так: "Я своему не давал потачки! И если чуть он задурит, то я и наемся вдвое!"
Между прочим, "алиментарный" в медицине означает "связанный с питанием". Мораль извлекайте сами.