«Возвращение», которое ни разу не повторилось

Фото Светланы Минаевой, предоставлено пресс-службой фестиваля

В Москве – юбилейный, ХХ фестиваль камерной музыки


9 января в Рахманиновском зале Московской консерватории открывается XX, юбилейный Фестиваль камерной музыки «Возвращение». Как всегда, его участники, российские музыканты, работающие или учащиеся в разных странах мира, собираются в новогодние дни в Москве, чтобы встретиться и поиграть вместе на родине, для соотечественников.

Формат «Возвращения» – это незаслуженно редко исполняемые камерные произведения великих композиторов, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов. Традиционно первые три концерта имеют заявленные темы – каждый раз разные. Собранные в них по принципу коллажа сочинения образуют цикл с собственной внутренней драматургией, которая раскрывает заявленную тему с исторической, философской, стилевой точки зрения. Среди тем прошлых лет – «Песни о родинах», «Salon», «Ночная музыка», «Путевые заметки», «Война», «Серенады», «В гостях у сказки», «Исход»... Новизну в решении каждой заявленной темы обеспечивает твердое правило фестиваля – ни одно сочинение в рамках форума не может прозвучать повторно, и за два десятилетия устроители ни разу не нарушили этот закон.

XX фестиваль «Возвращение» откроется концертом «Муки любви». В нем любители камерной музыки смогут услышать «Две поэмы Ронсара» для флейты и голоса Альбера Русселя, «Сонеты Петрарки» из цикла «Годы странствий» Ференца Листа, «Крейцерову сонату» Леоша Яначека в реконструкции Стивена Кокса, фрагменты цикла «Правила любви» Сергея Невского и вальс «Амурские волны» Макса Кюсса, а завершит концерт Секстет №2 для струнных Иоганнеса Брамса.

В концерте «Закат» (11 января) собраны «Вечер» Хоакина Родригеса, «Тринадцать цветов заходящего солнца» Тристана Мюрая, лирическая поэма Отторино Респиги «Закат» на стихи П. Б. Шелли, Эскизы к «Закату» Леонида Десятникова и Трио ми-бемоль мажор Франца Шуберта.

Третий концерт (13 января) получил название «Эпитафии». В программе этого вечера – сочинения Франсиса Пуленка, Александра Бородина, Николая Метнера, Витольда Лютославского, Бедржиха Сметаны, Иоганнеса Брамса, Александра Локшина, Сергея Ахунова.

Завершится фестиваль 15 января программой, которая, в отличие от предыдущих трех, каждый год называется одинаково: «Концерт по заявкам». Но и тут за стандартной формулой скрывается оригинальное ее прочтение: заявки подают не слушатели, а сами участники. На сей раз прозвучат произведения Вагнера, Равеля, Стравинского, Воан-Уильямса, Васкса, Дюрюфле.

Неизменные художественные руководители «Возвращения» – Роман Минц (скрипка) и Дмитрий Булгаков (гобой). Среди постоянные его участников – пианисты Яков Кацнельсон, Ксения Башмет, Екатерина Апекишева, Александр Кобрин, виолончелист Борис Андрианов, кларнетисты Игорь Федоров и Антон Дресслер, скрипачка Ася Соршнева, альтисты Сергей Полтавский и Тимур Якубов, гитарист Дмитрий Илларионов. В этом году к ним добавляются дебютанты. Среди них – легендарный дирижер и скрипач Лев Маркиз, хор Questa Musica, скрипач Борис Абрамов и многие другие.

Интересно также, что фестиваль уже третий год проходит при краудфандинговой поддержке. В этом году организаторы собрали на него заявленные 950 тысяч рублей, что дало возможность оплатить проезд и проживание участников, аренду нотных материалов и репетиционных помещений, подготовку и печать полиграфических материалов.




В Госдуме предложили учредить новый День Победы – над милитаристской Японией.