ЩИТ БУДЕТ ПРОЧНЫМ

На днях президент страны утвердил программу вооружений на перспективу до 2010 года.

Сказать, что этот судьбоносный для армии документ из 43 томов с грифом "Совершенно секретно" рождался в муках - ничего не сказать. После сложнейших прогнозов, подсчетов и межведомственных согласований на подпись главе государства он был представлен почти год назад. Целый год что-то останавливало Путина. Суть сомнений известна немногим, но наверняка многое упиралось в проблемы финансирования. Общая стоимость программы умопомрачительна для России - несколько триллионов рублей. И понятно, что визировать секретный фолиант без уверенности в реальности его выполнения было бы легковесно. Тогда Путин рисковал бы уподобиться своему предшественнику Борису Ельцину, без долгих рассуждений подмахнувшему подобную же десятилетнюю программу вооружений еще в 1995 году. Профинансированное всего на 23 процента, то громадье планов с треском провалилось.
Однако теперь и президент другой, и дела в экономике, в частности, в российском оборонном комплексе, улучшились. В 2000 и 2001 годах военный госзаказ впервые за десятилетие был профинансирован на все 100 процентов. В результате в минувшем году производство оборонной продукции резко возросло. Очевидно, это и убедило президента, что появились шансы на давно стучащуюся в дверь модернизацию.
Потребности России в современных вооружениях и в новой технике, рассказывает вице-премьер Илья Клебанов, "определены абсолютно точно, вплоть до штуки самолета, штуки танка, штуки корабля". Бессмысленно вновь запускать простоявшие десять лет конвейеры военных заводов для выпуска образцов оружия и техники, разработанных еще в советские годы, лучшие армии мира все подобное уже сдают в утиль. Поэтому в ближайшие 7-8 лет основные средства решено направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Одновременно путем сравнительно дешевой модернизации резко поднять боевые возможности того, что уже давно в строю. А приблизительно с 2005 года планируется постепенный переход к серийному производству принципиально новых образцов боевой техники и оружия, прежде всего высокоточного.
Конечно, самое интересное - что именно в первую очередь станут разрабатывать для армии наши ученые? Но эти тайны - из разряда государственной важности. Однако приоритеты известны, они те же, что и во всем мире. Основная часть финансового пирога достанется создателям современных вооружений для авиации, флота и Космических войск. Так, уже в нынешнем году ассигнования на оборонный заказ для ВВС увеличены сразу вдвое, а для ВМФ - на 80 процентов.
Примерно понятно, и как эти деньги станут тратить. В области боевой авиации уже в нынешнем месяце будет сделана попытка приступить наконец к созданию перспективного фронтового авиационного комплекса пятого поколения. Подобный - F-22 "Рэптор" - у американцев уже почти готов. Мы же в ближайшие пару месяцев намерены только принять решение о том, конструкторам ОКБ Сухого или корпорации МИГ поручить этот заказ. По приблизительным прикидкам, на создание суперсамолета в ближайшие десять лет России предстоит изыскать 1,5 миллиарда долларов. Где взять такую сумму - не знает пока никто. Бюджету в одиночку ее не потянуть. Есть надежды на доходы от растущего экспорта оружия, но и тот кошелек не бездонный. Однако без истребителя пятого поколения к 2010 году наше небо окажется беззащитным.
Впрочем, за неимением лучшего летчики не отказались бы и от новых боевых машин поколения "четыре плюс". Таких, как известный пока лишь по выставкам Су-27ИБ (новое название Су-32). Однако промышленность на сегодня сумела изготовить таких всего 8 штук, и все они проходят испытания. К 2005 году Су-32 должны начать серийно поступать на вооружение ВВС. Примерно та же ситуация с истребителями Су-30 и Су-35.
Не стоит сбрасывать со счетов и возможности модернизации давно летающего и воюющего авиапарка. В нынешнем году эту процедуру пройдут около 200 российских боевых самолетов. А эффект здесь такой. После оснащения прицельно-навигационного комплекса немало повидавших бомбардировщиков Су-24 не слишком дорогостоящей специализированной вычислительной подсистемой СВП-24 точность поражения целей возрастает втрое. Причем, по словам разработчиков, с небольшими доработками и с тем же эффектом ее можно устанавливать и на истребители, штурмовики, бомбардировщики других типов и даже на вертолеты.
С января началось производство новых неядерных высокоточных крылатых ракет большой дальности для нашей стратегической авиации.
Появилась надежда на перемены к лучшему и у моряков. На судостроительном заводе "Северная верфь" начато строительство крупной серии многофункциональных корветов, предназначенных для патрулирования ближней морской зоны, экскортных и противолодочных операций. Уникальность этих кораблей в том, что при сравнительно небольшом водоизмещении они будут оснащены мощным ракетным комплексом, который раньше устанавливали только на эсминцы. Первый корвет - "Стерегущий" - должен войти в боевой состав в 2005 году. Потребность флота в них, по мнению экспертов, - 87 единиц. Построить такую армаду планируется за 17 лет, и стоить это будет порядка 16,6 миллиарда долларов. К 2010 году ВМФ рассчитывает получить 4-5 корветов.
В 2002 году ВМФ собирается объявить тендер и на строительство куда более мощного первого фрегата новой серии. А параллельно - достроить давно стоящие у заводской стенки атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий", многоцелевую атомную подводную лодку "Северодвинск" и некоторые другие.
Но куда сегодня без военного "космоса"? В этой области у нас тоже явное оживление. В течение ближайших трех-пяти лет Россия намерена практически полностью обновить свою орбитальную группировку. До недавнего времени в ней оставалось всего 6 работоспособных спутников. Еще 3 запущены два месяца назад, причем один новой модификации ГЛОНАС-М. Еще 9 спутников ракетами типа "Протон" должны быть выведены на орбиту до 2004 года. Одновременно Космические войска РФ форсируют работы по созданию универсального ракетного комплекса тяжелого, среднего и легкого классов на базе семейства ракет "Ангара".
В ПВО заканчиваются испытания новейшего зенитного ракетного комплекса С-400 "Триумф". А Ракетные войска стратегического назначения, поставившие в прошлом году на боевое дежурство в шахтах 6 очередных новых межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М", столько же рассчитывают снарядить и в 2002-м.
Печальный опыт боев на Северном Кавказе едва ли не в самом неприглядном виде представил пехоту-матушку. В этом нет вины ученых и конструкторов. Были бы деньги, а достойно снарядить российского солдата промышленность готова давно. Создана легкая, надежная экипировка мотострелка под названием "Бармица". В ее составе индивидуальная радиостанция и прибор ориентирования на местности по сигналам со спутника. Удобный и прочный бронежилет и теплый спальный мешок. Хоть сейчас в серию - легкий, всего 470-граммовый 18-зарядный пистолет ГШ-18, разработанный в Туле. Или давно подготовленный ковровскими оружейниками для замены знаменитого "калашникова" куда более эффективный автомат АЕК-971. Или новейший гранатомет РПГ-29 "Вампир", настоящая ручная солдатская артиллерия. При весе всего в 10 килограммов он имеет вполне пушечный калибр 105 миллиметров.
Во время чеченской кампании немалой крови войскам стоила легко прослушиваемая бандитами наша допотопная связь в тактическом звене. Подобную неприятность абсолютно исключает система "Акведук". Таких радиостанций выпущено пока всего около 3 тысяч штук, и все они отправлены в 42-ю мотострелковую дивизию, дислоцированную в Чечне. Для Вооруженных сил это вообще капля в море, поэтому очевидно, что с появлением у Министерства обороны средств закупки современных радиостанций будут в числе приоритетных, как и навигационные системы "Навигатор". Устанавливаемые на бронетехнике, они позволяют с большой точностью определять место танка или бронетранспортера на местности.
Понемногу армия получает новейший ракетно-пушечный танк Т-90. Одна российская дивизия в минувшем году полностью завершила комплектование этими боевыми машинами. Тем временем речь давно идет о еще более совершенном танке Т-95, над которым работают российские конструкторы.
Одним словом, для триумфального воплощения в жизнь программы вооружений многое уже есть. Осталась самая малость - найти те самые триллионы рублей.