СТУКАЧ В СВИДЕТЕЛИ НЕ ГОДИТСЯ

Грандиозная операция по запрету национал-демократической партии Германии (НДПГ), готовившаяся более года, провалилась в одно мгновение.

Конституционный суд ФРГ в Касселе намеревался приступить к опросу свидетелей, которые должные были дать показания о деятельности этой неонацистской партии, когда позвонил чиновник из министерства внутренних дел и сообщил, что Вольфгангу Френцу, сотруднику ведомства по охране конституции, разрешено, как предписано служебными правилами, выступить в Касселе свидетелем.
Это очень важный свидетель. Он был в 1964 году одним из создателей НДПГ и ныне занимает пост члена правления "коричневой" партии. Вот уже 36 лет он получает зарплату в ведомстве, которое призвано "держать под колпаком" всех нарушителей Основного закона Германии и законными способами бороться против них. Можно не сомневаться, что члены Конституционного суда не разделяют неонацистской идеологии и не питают никаких симпатий к вечно вчерашним, но, верные подлинно демократическим принципам, они оказались вынужденными задаться вопросом: "Как же можно принимать решение о судьбе партии, основываясь на показаниях провокатора и платного доносчика, даже если речь идет об антиконституционной организации?" Тем более что среди "ценных свидетелей" называют еще двух провокаторов: заместителя председателя правления НДПГ в земле Тюрингия Тино Брандта (кличка "Отто", гонорар до 40 000 марок в год) и одного из руководителей молодежной организации Мике Лайера (кличка "Фриц").
Между тем, начиная процедуру запрета НДПГ, министр внутренних дел Германии Отто Шили подчеркивал, что "этот процесс является острейшим и важнейшим оружием подлинной демократии". Процесс, как говорится, не пошел, и, по мнению экспертов, по крайней мере в нынешнем году не пойдет.
Национал-демократическая партия официально насчитывает в своих рядах 6500 членов, пика политических успехов она достигла в конце шестидесятых годов. Неонацистам тогда совсем немного не хватило, чтобы преодолеть пятипроцентный барьер и оказаться в креслах депутатов бундестага, но наступление сразу на семь земельных парламентов им удалось. В последующие годы отпор демократических сил, давление из-за рубежа, внутренние распри за власть в самой партии привели НДПГ к потере былой роли в жизни ФРГ, и неонацисты перенесли свою основную деятельность на улицы, консолидируя правоэкстремистские силы в нападках на инакомыслящих, соотечественников, приверженных демократии, на иностранцев. Ведомство по охране конституции, другие спецслужбы не раз изымали в больших количествах оружие, пропагандистскую литературу, отправляя самых ретивых неонацистов за решетку, что однако не умеряло их наглости, агрессивности и не снижало их общественной опасности.
Правительство, обе палаты парламента вынуждены были обратиться в Конституционный суд с требованием о запрете. И вот - печальный итог. Запрета не получилось.